На главную
О министерстве
Нормотворческая деятельность
Сегодня: пятница 24 января 2020

Официальные выступления и заявления

Выступление заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой 
 на заседании комитета по бюджету, налогам и собственности Законодательного Собрания Ростовской области 
22 апреля 2019 года на тему:

«Законодательство Российской Федерации и Ростовской области  о налогах и сборах как инструмент развития делового климата региона»
 

Налоговые правоотношения в первую очередь - это вопросы федерального уровня.

Цель - единоначалие нормативного регулирования налогового законодательства на территории Российской Федерации. Вместе с тем, ряд налогов региональные, по ряду федеральных также имеются полномочия субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Губернатора Ростовской области от 26.06.2014
№ 266 утверждена рабочая группа по подготовке изменений в законодательство Ростовской области о налогах и сборах.

В феврале текущего года проведено ее расширенное заседание с участием членов Координационного совета по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежей и общественного совета при министерстве финансов Ростовской области с освещением всех вопросов по совершенствованию федерального и регионального налогового законодательства, определены основные направления работы в текущем году.

В 2019 году в налоговой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения.

В первую очередь отмена налога на движимое имущество организаций (выпадающие доходы областного бюджета в 2019 году-
6,8 млрд рублей; в 2020 году - 9,2 млрд рублей; в 2021 году -
9,4 млрд рублей).

Выпадающие доходы бюджета Ростовской области в связи с изменением федерального законодательства на постоянной основе компенсируются из федерального бюджета в результате принятия дополнительных мер:

увеличение на 30% норматива зачисления в областной бюджет акцизов на алкогольную продукцию;

снижения уровня софинансирования на выплаты на второго ребенка;

перераспределение с регионального уровня на федеральный расходных полномочий по обеспечению дорогостоящего лечения отдельных орфанных заболеваний.

Также предоставляются дополнительные средства из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов (в 2018 году уже распределено дополнительно
1,5 млрд рублей, в IV квартале 2019 года этот вопрос также будет рассмотрен).

Вместе с тем четкое понятие - движимое имущество отсутствует. В целях нормативного регулирования этого вопроса Министерством экономического развития Российской Федерации разработан законопроект по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления критериев отнесения имущества к движимому. На заседании Союза Финансистов России 19.04.2019 минэкономразвитию России рекомендовано эту работу ускорить.

Принято решение по налогу на прибыль организаций в части установления региональных льгот. С 2019 года субъекты Российской Федерации лишены права устанавливать пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Налоговая ставка может быть понижена только для отдельных категорий налогоплательщиков, определенных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (резидентам особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, участникам специальных инвестиционных контрактов). Действующие региональные льготы (пониженные ставки до 13,5 процента (12,5 процента в 2017-2020 годах) по налогу на прибыль организаций налогоплательщики вправе применять до конца срока действия этих ставок, но не позднее
1 января 2023 года
.

Есть вопрос по переформатированию федерального инвестиционного законодательства в целом. В целях формирования системной правовой основы для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации разрабатывается законопроект, направленный на закрепление ключевых параметров государственной политики в сфере защиты и поощрения капиталовложений, создания необходимых инструментов для привлечения частных инвестиций в национальные проекты.

Однако предпосылки зародились еще при введении на федеральном уровне налогового стимулирования резидентов территорий социально-экономического развития и организаций, заключивших специальный инвестиционный контракт с Российской Федерацией. Причины ясны - очень разные у субъектов Российской Федерации меры государственной финансовой поддержки инвесторов. Наша задача в этом вопросе не только и не столько налоговые стимулы, это прежде всего федеральная тема и только в той мере, в которой даются полномочия нам.

Это дополнительные меры для привлечения инвесторов на территорию своего региона - комфортные условия подключения к энергетическим ресурсам, снижение административных барьеров и т.д.

(действует 15 соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития
(3 территории Гуково, Донецк, Зверево), 2 специальных инвестиционных контракта от имени Российской Федерации).

По поручению Губернатора Ростовской области проводим анализ по каждому инвестору, получившему государственную поддержку в виде налоговых льгот.

За период с 2010 по 2018 год льготным налогообложением воспользовались 92 организации (131 инвестиционный проект).

С 2010 по 2017 год:

общий объем инвестиций - 300,2 млрд рублей;

общее количество созданных рабочих мест - 30,7 тысяч;

общий объем предоставленных льгот - 7,3 млрд рублей (наиболее востребованы льготы по налогу на имущество организаций - 90,4%);

общий объем налоговых поступлений (в целом по организациям) - 53,8 млрд рублей.

Привлечение инвесторов в регион - расширение налогооблагаемой базы. Одним из 15-ти показателей оценки деятельности Губернаторов - инвестиции.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 15 июля текущего года поручено рассмотреть вопрос о предоставлении налогоплательщикам инвестиционных налоговых вычетов в целях стимулирования обновления основных фондов.

Инвестиционный налоговый вычет - право налогоплательщика уменьшать сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. Инвестиционный налоговый вычет может составлять не более 90 процентов суммы таких расходов текущего периода, а ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации, может устанавливаться в диапазоне от 17 до 5 процентов.

Инвестиционный налоговый вычет применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам (срок полезного использования свыше 3 лет до 20 лет включительно).

Не вправе применять инвестиционные налоговые вычеты резиденты территорий социально-экономического развития, организации, заключившие специальные инвестиционные контракты, иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Есть определенные условия:

решение о применении инвестиционного налогового вычета отражается в учетной политике предприятия;

по объектам, используемым для вычета, нельзя применять амортизацию;

нельзя применить при убыточной деятельности;

при продаже объекта его остаточную стоимость нельзя включить в расходы при определении налогооблагаемой прибыли;

при выбытии объекта до истечения срока полезного использования, «льготную» сумму налога на прибыль нужно восстановить и уплатить в бюджет с учетом пени.

Вывод. Инвестиционный вычет выгоден для компаний, работающих с прибылью и вкладывающих существенные ресурсы в инвестирование.

Введен в 10 субъектах Российской Федерации из 85, в субъектах ЮФО не введен.

В настоящее время вопрос прорабатывается министерством финансов Ростовской области с отраслевыми министерствами.

 С 1 января 2019 года в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части установления института налоговых расходов:

введено понятие налоговых расходов - это выпадающие доходы бюджетов, обусловленные налоговыми льготами, предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ;

определено, что оценка проводится ежегодно в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, с соблюдением общих требований Правительства Российской Федерации (в настоящее время требования не утверждены);

установлено, что результаты оценки учитываются при проведении оценки эффективности реализации государственных программ.

В конце 2018 года при формировании новых государственных программ до 2030 года мы сработали на опережение и инициировали распределение всех региональных налоговых льгот по государственным программам согласно их целей и задач с привязкой к основным целевым показателям.

Впереди оценка региональных налоговых льгот в новых условиях.

12 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации № 439 утверждены Правила формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации.

Нам предстоит сформировать региональный перечень льгот и разработать новый порядок их оценки.

В целях реализации задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2019 год, принят Федеральный закон от 15.04.2019
№ 63-ФЗ
.

Настоящим Федеральным законом в том числе предусмотрено:

для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка и уменьшение налоговой базы по налогу на имущество на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры
и 7 кв. м общей площади жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка;

отмена налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций с 2020 года;

отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам с 2021 года;

ограничение по земельному налогу в части роста налога только на 10% по сравнению с предыдущим годом;

установление обязанности налоговых органов самостоятельно исчислить сумму земельного налога и налога на имущество физических лиц пенсионеров и лиц предпенсионного возраста с учетом соответствующей налоговой льготы, в случае если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы. Данные будет предоставлять Пенсионный фонд Российской Федерации;

установление порядка и основания прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением. При этом налогоплательщику предоставляется право направить соответствующее заявление и документы в налоговый орган по своему выбору.

Транспортный налог.

Вместе с тем в послании Президента Российской Федерации есть поручение регионам рассмотреть возможность принятия дополнительных налоговых мер поддержки многодетных семей.

На региональном уровне - это транспортный налог.

Данный налог является источником формирования регионального дорожного фонда, значительная часть которого направляется на бюджетные инвестиции.

В настоящее время рабочей группой рассматривается вопрос пересмотра ставок транспортного налога по легковым и грузовым автомобилям.

В части регулирования применения специального налогового режима для самозанятых.

Федеральным национальным проектом «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» предусмотрена задача законодательного закрепления введения специального налогового режима для самозанятых граждан на всей территории Российской Федерации с ответственным исполнителем - Министерством финансов Российской Федерации.

Главой ФНС России М.В. Мишустиным  на «правительственном часе» в Совете Федерации 28.02.2019 подтверждена готовность распространить эксперимент по внедрению нового режима налогообложения на все субъекты Российской Федерации, в случае их согласия.

В соответствии с поручением Губернатора Ростовской области
от 13.03.2019 по итогам совещания «Об итогах работы министерства финансов Ростовской области за 2018 год и задачах на 2019 год» прорабатывается вопрос возможности включения Ростовской области в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Предложения о готовности Ростовской области к введению нового режима налогообложения, согласованные Губернатором Ростовской области, будут направлены в Министерство финансов Российской Федерации.

Таким образом, в текущем году мы работаем по глубокому анализу регионального налогового законодательства в части инвестиционной поддержки.

С одной стороны льготы инвесторам признаны налоговыми расходами, а это значит, что до 1 августа текущего года мы должны сделать их оценку по вновь утвержденным Правительством страны правилам.

С другой стороны – необходимо рассмотреть вопросы о внедрении и сопровождении актуальных федеральных механизмов налоговой поддержки инвесторов в рамках установленных региональных полномочий (инвестиционный налоговый вычет, СПИКи, ТОСЭРы).

Вместе с тем уже с текущего года не облагается движимое имущество всех организаций. По предварительной оценке
6,8 млрд рублей останутся у хозяйствующих субъектов региона и исходя из логики этого федерального решения – могут стать дополнительным источником их инвестиционной деятельности.

 

 

Выступление заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой 
 на заседании Законодательного Собрания Ростовской области
 10 ноября 2011 года

Уважаемые
Василий Юрьевич и Виктор Ефимович!
Уважаемые депутаты и приглашенные!

          В основу проекта бюджета заложены стратегические цели и задачи, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области. 
          Впервые он формировался на основе открытого диалога с населением, с учетом предложений и инициатив граждан, депутатов Законодательного Собрания.
          Также впервые по инициативе представительного органа власти области проведены публичные слушания по проекту бюджета, где он широко обсуждался, заслушивались руководители отраслевых министерств и ведомств.
          Все параметры проекта бюджета были подробно изучены и обсуждены в комитетах Законодательного Собрания. Представлена подробная пояснительная записка.
          Контрольно-счетная палата провела экспертизу бюджета. Органы прокуратуры и юстиции, управление налоговой службы, правовое управление и отдел бюджетной политики Законодательного Собрания дали положительное заключение. Проект бюджета опубликован в средствах массовой информации, размещен на сайтах Законодательного собрания, Правительства, министерства финансов области.
          Главная идеология проекта бюджета - улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, развитие и повышение экономического потенциала.

          Все ключевые показатели проекта бюджета имеют положительную динамику
          Доходы на 2012 год предлагаются в сумме 97,4 млрд. рублей или с приростом к первоначально принятому бюджету на 2011 год – на 17,1 процента. Весь прирост обеспечивается собственными доходами, их удельный вес в общих доходах составляет 77,9 процента. Доходы областного бюджета в 2014 году вырастут до 105,9 млрд. рублей. 
          Расходы областного бюджета планируются на 2012 год в сумме 99,3 млрд. рублей, или с приростом к первоначально принятому бюджету 2011 года на 12,3 процента. Расходы на 2013 и 2014 годы составят 104,3 и 113,0 млрд. рублей соответственно.
          Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в сумме 1,9 млрд. рублей, что в 2,8 раза ниже первоначально принятого бюджета 2011 года (5,3 млрд. рублей). В качестве источников его покрытия и для погашения ранее принятых долговых обязательств запланировано привлечение кредитов на 2012 год в размере 3,5 млрд. рублей, что на уровне первоначально принятых бюджетов 2010 и 2011 годов.

          Особенностями проекта областного бюджета являются:
          - его формирование на 3-х летний период;
          - в соответствии с Программой по повышению эффективности бюджетных расходов применен программно-целевой метод планирования, а это 34 программы в 2012 году, 30 – в 2013, 28 – в 2014 году, где сосредоточено более 80 процентов средств областного бюджета;
          - учтены существенные изменения в разграничении расходных обязательств между уровнями бюджетной системы в соответствии с передаваемыми и принимаемыми полномочиями;
          - создан региональный Дорожный фонд;
          - дотация из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности будет снижаться с 8,4 млрд. рублей в 2012 году до 900 млн. рублей в 2014, с учетом роста доходного потенциала Ростовской области.
          При этом продолжится работа министерств и ведомств по привлечению целевых средств из федерального бюджета в максимально возможных объемах на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов, поддержку сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Наряду со средствами федерального бюджета из бюджета области будут направлены средства на развитие приоритетных отраслей экономики.

          Бюджет Ростовской области на 3-х летний период сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в расходах областного бюджета в 2012 году составит 69,2 процента, а общий объем расходов 68,7 млрд. рублей, что выше 2011 года на 20,6 процента. Всего на 3 года запланировано на эти цели 206,1 млрд. рублей. 
          Средства бюджета будут направлены на реализацию национальных проектов «Образование» и «Здоровье», в том числе программы модернизации образования и здравоохранения, другие долгосрочные целевые программы, направленные на развитие и поддержание материально-технической базы учреждений социальной сферы, улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, проведение иных мероприятий в соответствии с их отраслевой принадлежностью.
          - в полном объеме сохранены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, а с 01.01.2012 вводятся дополнительные;
          - продолжится оказание государственной поддержки гражданам в приобретении жилья;
          - в связи с началом реализации Федерального закона № 83-ФЗ будут внедрены новые формы финансового обеспечения государственных учреждений, при этом объем бюджетного финансирования на эти цели будет не только сохранен, но и увеличен;
          - также предусматривается повышение заработной платы работникам бюджетной сферы;
          Одним из приоритетных направлений в расходах областного бюджета будет являться развитие межбюджетных отношений, в том числе оказание финансовой помощи местному самоуправлению.
          Общий объем  межбюджетных трансфертов местным бюджетам по 108  направлениям составит в 2012 году 50,9 млрд. рублей с приростом к 2011 году на 7,9 млрд. рублей или на 18,3 процента.  Всего на 3 года предусмотрено более 150 млрд. рублей
          Наряду с обязательными для субъектов Федерации видами поддержки муниципалитетов в Ростовской области дополнительно будет выделено субсидий и иных межбюджетных трансфертов в объёме 13,8 млрд. рублей по 62 направлениям.  
          Кроме того, будет продолжена передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от налогов, ранее являвшихся доходами областного бюджета. В  2012 году  эта сумма -6,0 млрд. рублей или 18,5 процента их налоговых доходов.
          С учетом финансовой помощи и передачи муниципальным образованиям дополнительных нормативов отчислений планируется, что в  2012 году 94,9 млрд. рублей или две трети консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты.
          Долговая политика Ростовской области будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, при минимизации рисков для исполнения областного бюджета и сохранении высокой степени долговой устойчивости. 
          Несмотря на планируемые заимствования и увеличение долговой нагрузки на областной бюджет с 13,1 процентов от максимально допустимой величины по итогам 2010 года до 27,4 процента по итогам 2014 года, государственный долг Ростовской области будет оставаться на экономически безопасном уровне.
          Параметры консолидированного бюджета области на 2012 год планируются по доходам в объеме 141 млрд. рублей и по расходам  – 143 млрд. рублей, что выше показателей текущего года на 27,1 млрд. рублей по доходам или на 23,7 процентов, и на 21,2  млрд. рублей по расходам или на 17,4 процентов. 
          На 2013-2014 годы прогноз доходов составит 143 млрд. рублей и 154 млрд. рублей соответственно. Расходы консолидированного бюджета на 2013 – 149, 8 млрд. рублей, на 2014 – 161 млрд. рублей.
          Среднедушевой бюджетный доход по области планируется на 2012 год в сумме 33,2 тыс. рублей при 30,7 тыс. рублей в текущем году. В 2014 году он достигнет 36,5 тыс. рублей.

          И в заключение хочу сказать, что формирование бюджета осуществлялось максимально реалистично в целях гарантированного исполнения принимаемых расходных обязательств.

          Доклад окончен. 
          Прошу поддержать принятие Закона о бюджете в 1-ом чтении.

 

Доклад заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой на Публичных слушаниях

Уважаемый Сергей Иванович!
Виктор Ефимович!
Уважаемые участники публичных слушаний!

          Публичные слушания я бы сказала преднулевые чтения по проекту бюджета проводятся не столько для людей, имеющих специальную подготовку в области экономики и финансов, а прежде всего для широкой общественности. Поскольку проект Закона о бюджете области на трёхлетний период опубликован в средствах массовой информации, то хотелось бы обратить Ваше внимание, что сам документ, составленный по правилам бюджетного законодательства содержит многочисленные приложения с кодами бюджетной классификации, не просто для всеобщего понимания.
          В основе проекта Закона об областном бюджете заложены стратегические цели и задачи, которые определены Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2012-2014 годы и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области на этот же период. Также в основе проекта бюджета учтены сценарные условия экономического функционирования в целом Российской Федерации с целью обеспечения надёжности и устойчивости при прогнозируемых возможных колебаниях макроэкономической ситуации  в 2012 году.

          Главной идеологией проекта бюджета является улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, поддержка инновационного развития экономики, обеспечение мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, развитие экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства. 
          Впервые, за период посткризисного развития экономики Российской Федерации, в условиях решения поставленных задач по достижению экономического роста путем обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, проект областного бюджета предлагается к рассмотрению на трехлетний период 2012-2014 годов. 
          Обязательным условием сбалансированности бюджета является обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы для принятия расходных обязательств, сокращения зависимости от федерального бюджета, проведение взвешенной долговой политики при строгом соблюдении ограничений размера бюджетного дефицита.
          Проект бюджета на 2012-2014 годы сформирован с учётом следующих отличительных особенностей:
          С 1 января 2012 года будут внесены существенные изменения в разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. На областной уровень будут переданы расходные обязательства муниципальных образований в сфере здравоохранения; одновременно передаются на федеральный уровень расходные обязательства субъектов Российской Федерации по содержанию полиции общественной безопасности.
          Указанные изменения в разграничении полномочий будут сопровождаться изменением доходной базы и расходных обязательств области.
          На федеральный уровень будут переданы:
          • госпошлина за регистрацию транспортных средств;
          • штрафы за административные правонарушения правил дорожного             движения;
          • доходы от акцизов на алкогольную продукцию по соответствующим нормативам.
          Кроме того, отменяются субсидии всем субъектам Российской Федерации  на выплату пособий по содержанию ребёнка в семье опекуна  и приёмной семье и обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц, но при этом передаются:
          • расходные обязательства на выплату единовременного пособия при устройстве ребёнка в семью;
          • расходные обязательства по реализации мероприятий по содействию занятости населения кроме социальных выплат безработным гражданам;
          • ряд федеральных учреждений среднего профессионального образования, а также отдельных учреждений Минздравсоцразвития России.
          Кроме того с 01.01.2012 года образуется Дорожный фонд Ростовской области. Доходы за счёт которых он сформирован, направлялись на расходы общего расходного механизма, в том числе на дорожную деятельность.
          Реализация вышеуказанных принятых на федеральном уровне решений в целом по России сохранит баланс финансовых ресурсов и даже приведёт к улучшению экономической ситуации в ряде регионов. Но для Ростовской области в числе также ряда регионов, начиная с 2012 года, ожидается дополнительная нагрузка на бюджет в общей сумме 7,2 млрд. рублей. А это в свою очередь приводит к изменению вертикальной сбалансированности в Ростовской области, что потребует снижения нормативов отчислений от региональных налогов, закреплённых за местными бюджетами, а также объёмов межбюджетных трансфертов местным бюджетам. И в связи с перераспределением полномочий большинство областей так и поступило, вернули доходы себе.
          Политика же Ростовской области в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями будет сохранена и направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, поддержку инфраструктурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях области.
          Общий объем  межбюджетных трансфертов местным бюджетам по 108  направлениям составит в 2012 году 50,9 млрд. рублей с приростом к первоначальным расходам на эти цели в 2011 году на 7,9 млрд. рублей или 18,3 процента.  На 2013 и 2014 годы предусмотрено  49,7 млрд. рублей и 52,6 млрд. рублей соответственно. 
          Наряду с обязательными для субъектов Федерации видами поддержки муниципалитетов (дотациями и субвенциями на исполнение переданных государственных полномочий) в Ростовской области дополнительно будет выделено субсидий и иных межбюджетных трансфертов в объёме 13,8 млрд. рублей по 62 направлениям.  
          Кроме того, объем  дополнительно  передаваемых  в местные бюджеты областных налогов  оценивается  на  2012 год  в сумме 6,0 млрд. рублей или 18,5 процента их налоговых доходов. Будет продолжена передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от налогов, ранее являвшихся доходами областного бюджета с учётом корректировки нормативов отчислений по налогу на имущество организаций.
          С учетом финансовой помощи и передачи муниципальным образованиям дополнительных нормативов отчислений планируется, что в  2012 году 94,9 млрд. рублей или две трети консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты, в 2013-2014 годах это будет составлять 95,3 млрд. рублей и 101,1 млрд. рублей соответственно.

          Основные характеристики доходной части бюджета области на предстоящую трёхлетку сформированы с учётом изменений, внесённых в бюджетное и налоговое законодательство, мобилизации максимальных  усилий по наращиванию собственного налогового потенциала: путем  реализации действующих, а также привлечения новых инвестиционных проектов, создание оптимальных условий, способствующих  выводу на безубыточный уровень работы предприятий и  легализации заработной платы, поступления недоимки прошлых лет, мер по совершенствованию администрирования налоговых и неналоговых доходов.

          Собственные  доходы областного бюджета в 2012 году прогнозируются в объеме 75,8 млрд. рублей, что на  14,1 млрд. рублей или 22,8 процента выше уровня текущего года. В 2013 – 2014 годах поступления составят  86,6 и 97,5 млрд. рублей. Это средства наших налогоплательщиков и средства от использования государственного имущества.
          Рост налоговых и неналоговых доходов будет обеспечен увеличением поступлений по всем основным источникам.
          Основными бюджетообразующими налогами являются налог на доходы физических лиц 30,6 процента, самый труднопрогнозируемый и самый чувствительный к внешним колебаниям экономики налог на прибыль 27,6 процента, акцизы 22 процента, налог на имущество организаций 14,4 процента. Эти налоги составляют 94,6 процента от всех собственных доходов.

          Межбюджетные отношения с федеральным центром выстраиваются с учетом корректировки механизмов оказания финансовой помощи субъектам Федерации и направлены на создание стимулов к формированию и наращиванию региональными бюджетами собственной устойчивой доходной базы. 
          Объем безвозмездных поступлений областного бюджета составит на 2012 год – 21,5 млрд. рублей, или на уровне первоначально принятого бюджета 2011 года. В 2013 и  2014 годы запланированы поступления в объеме  10,9 млрд. рублей и 8,4 млрд. рублей соответственно.
          Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрен на 2012 год в объеме 8,4 млрд. рублей или со снижением от уровня текущего года на 16,1 процента, на 2013 год – 3,6 млрд. рублей и на 2014 год – 900 млн. рублей.
          Вместе с тем, продолжится работа по получению целевых федеральных средств в максимально возможных объемах, в том числе на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов, поддержку сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса. Объем этих средств предусмотрен на 2012 год в объеме 12,7 млрд. рублей или с приростом по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом текущего года на 24,9 процента. 
          Таким образом, доходы областного бюджета на 2012 год составят 97,4 млрд. рублей, с приростом на 17,1% к первоначальному бюджету 2011 года, на  2013 и 2014 годы составят 97,5 млрд. рублей и 105,8 млрд. рублей соответственно.

          Общий объем расходов на 2012 год планируется в сумме 99,3 млрд. рублей, что на 10,9 млрд. рублей или 12,3 процента выше показателей первоначально принятого бюджета текущего года. Общий объем расходов на 2013-2014 годы - 104,3 млрд. рублей и 113,0 млрд. рублей соответственно.
Расходы областного бюджета определены исходя из установленных законодательством региональных полномочий по исполнению расходных обязательств, в соответствии с целями и задачами, определенными Президентом России, Губернатором  области, с учётом обращений депутатов Законодательного Собрания, глав муниципальных образований и жителей Ростовской области.

          При расчёте бюджетных расходов учтены следующие основные подходы.
          Заработная плата работников областных государственных учреждений рассчитана с учетом роста фонда оплаты труда на 6 процентов с 1 октября 2012 года, стипендиальный фонд для обучающихся в областных образовательных учреждениях – на 6 процентов с 1 сентября 2012 года. В 2013 и 2014 годах возможные размеры индексации этих расходов будут определены при формировании бюджетов на соответствующие годы. 
          Страховые взносы на заработную плату уменьшены на 4 процента (с 34,2 до 30,2), а для областных государственных учреждений социального обслуживания населения – до 20 процентов.
          Материальные затраты учреждений рассчитаны исходя из установленного федерального уровня индексации с 1 января 2012 года на 6 процентов, с 1 января 2013 года на 5,5 процентов, с 1 января 2014 года на 5,0 процентов.
          В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ будут внедрены новые формы финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными  учреждениями, и осуществлён переход от сметного финансирования к предоставлению субсидий учреждениям на выполнение государственных заданий. При этом объём бюджетного финансирования на эти цели не только будет сохранён, но и увеличен.

          Проект бюджета сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. Это 34 областных программы в 2012 году с объемом финансирования 84,3 млрд. рублей, 30 программ в 2013 году и 28 программ в 2014 году, на реализацию которых предусмотрено 85,4 млрд. рублей и 90,6 млрд. рублей соответственно. В 2012 году в программах сосредоточено 85 процентов расходов областного бюджета, в 2013 и 2014 годах 81,8 процента и 80,1 процента соответственно.
          Главным условием финансирования всех программ должна быть оценка их эффективности на основании чётко сформулированных критериев.
          В 2012 году в рамках целевых программ планируется: 
          • продолжить работу по созданию сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
          • укрепить дополнительную численность аппарата мировых судей;
          • в целях противопожарного прикрытия сельских населённых пунктов увеличить количество пожарных частей с 16 до 35 единиц;
          • на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера направлять ежегодно по 800 млн. рублей;
          • увеличить расходы на обеспечение несения службы казачьими дружинами.

          В 2012-2014 годах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства и газификацию предусмотрено более 8,2 млрд. рублей. Указанные ассигнования планируется направить в 47 муниципальных образований на 220 объектов.
          Продолжится предоставление субсидий муниципальным образованиям для оказания финансовой  помощи объединениям собственников жилья для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. На эти цели трёхлетним бюджетом предусмотрено 2,3 млрд. рублей, что позволит отремонтировать 447 многоквартирных домов.
          В проекте областного бюджета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, приобретение оборудования для учреждений социальной сферы предусмотрено 12,1 млрд. рублей, как областного, так и местного подчинения.

          Объем расходов на дорожное хозяйство в 2012 году составит 8,8 млрд. рублей, в 2013-2014 годах – 12,6 млн. рублей и 14,2  млрд. рублей соответственно. Кроме того, в 2012 году из средств Дорожного фонда будет направлено 1,1 млрд. рублей на возврат кредита, полученного Ростовской областью из федерального бюджета в 2009 году на дорожное хозяйство. 
          Одним из направлений расходования средств Дорожного фонда является предоставление субсидий местным бюджетам на строительство и капитальный ремонт муниципальных дорог. В 2012 году объем субсидий местным бюджетам увеличится в 2 раза и составит более 2,2 млрд. рублей,  в 2013-2014 годах  - 3,7 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей соответственно.
          Увеличение ассигнований муниципальным образованиям на дорожную отрасль будет способствовать обеспечению приведения в нормативное состояние дорог, по которым пролегают школьные маршруты.       

          Расходы областного бюджета на оказание государственной поддержки гражданам в приобретении жилья планируются на трёхлетний период в объёме 4,5 млрд. рублей. Эти средства позволят улучшить жилищные условия более 6,1 тыс. граждан. В их числе: ветераны Великой Отечественной войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; инвалиды общего заболевания, граждане, уволенные с военной службы;  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; молодые семьи; граждане, проживающие в сельской местности, в том числе молодые специалисты; работники здравоохранения дефицитных профессий; семьи в которых имеется трое или более детей-близнецов; граждане, приобретающие жилье с помощью ипотечных займов и кредитов.
          Продолжится реализация мероприятий по переселению  граждан из   аварийного и ветхого жилья, на что предусмотрено 4,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,8 млрд. рублей. 
          Продолжиться реализация инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства. В областном бюджете запланированы ассигнования на эти цели ежегодно по 0,5 млрд. рублей. Расходование указанных средств будет осуществляться на конкурсной основе.

          Бюджет Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в расходах областного бюджета в 2012 году составит 69,2 процента, а общий объем расходов 68,7 млрд. рублей, что выше 2011 года на 20,6 процента. В 2013 и 2014 годах на данные цели запланировано 66,8 млрд. рублей и 70,6 млрд. рублей соответственно. 
          Средства бюджета будут направлены на реализацию национальных проектов «Образование» и «Здоровье», программы модернизации образования и здравоохранения, других долгосрочных целевых программ, направленных на развитие и поддержание материально-технической базы учреждений социальной сферы, улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, проведение иных мероприятий в соответствии с их отраслевой принадлежностью.
          Мерами социальной поддержки будут охвачены более 1400 тысяч жителей Ростовской области. При этом ранее принятые меры социальной поддержки будут сохранены в полном объёме.
          А с 1 января 2012 года впервые в областном бюджете предусмотрены расходы на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в случае необходимости при наличии заключения врача. На эти цели предполагается ежегодно выделять по 241,4 млн. рублей.

          Долговая политика Ростовской области в условиях реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, при минимизации рисков для исполнения областного бюджета и сохранении высокой степени долговой устойчивости. 
          Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в сумме 1,9 млрд. рублей, что в 2,8 раза ниже первоначально принятого бюджета 2011 года (5,3 млрд. рублей). Вместе с тем, запланировано привлечение кредитов на 2012 год в размере 3,5 млрд. рублей, что на уровне первоначально принятых бюджетов 2010 и 2011 годов, для погашения ранее принятых долговых обязательств. 
          Несмотря на планируемые заимствования и увеличение долговой нагрузки на областной бюджет с 13,1 процентов от максимально допустимой величины по итогам 2010 года до 27,4 процента по итогам 2014 года, государственный долг Ростовской области будет оставаться на экономически безопасном уровне.

          Параметры консолидированного бюджета области на 2012 год планируются по доходам в объеме 141, 4 млрд. рублей и по расходам  – 143,4 млрд. рублей, что выше показателей текущего года на 27,1 млрд. рублей по доходам или на 23,7 процентов, и на 21,2  млрд. рублей по расходам или на 17,4 процентов. 
          На 2013-2014 годы прогноз доходов составит 143,1 млрд. рублей и 154, 5 млрд. рублей соответственно. Расходы консолидированного бюджета на 2013 – 149, 8 млрд. рублей, на 2014 – 161,6 млрд. рублей.
          Среднедушевой бюджетный доход по области планируется на 2012 год в сумме 33,2 тыс. рублей при 30,7 тыс. рублей в текущем году. В 2014 году он достигнет 36,5 тыс. рублей.
          Формирование бюджета осуществлялось максимально реалистично, для гарантированного исполнения принимаемых расходных обязательств. Все ключевые показатели проекта бюджета имеют положительную динамику.

 Доклад окончен.

Спасибо за внимание.

 

 

Выступление заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой 
на заседании Правительства Ростовской  области
12 октября  2011 года

Уважаемый Сергей Иванович,
уважаемые члены Правительства и приглашённые!

          Формирование проекта областного закона началось в мае этого года и осуществлено на основе стратегических целей и задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах,  с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Ростовской области на этот же период. 
          Основные параметры бюджета и подходы к его формированию согласованы с Губернатором Ростовской области.
          В основе проекта бюджета учтены сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Ростовской области при строгом соблюдении ограничений размера бюджетного дефицита и государственного долга.

          Главной идеологией проекта бюджета является улучшение условий жизни населения Ростовской области, адресное решение социальных проблем, поддержка инновационного развития экономики, обеспечение мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, развитие экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнерства. 
          Впервые, за период посткризисного развития экономики Российской Федерации, в условиях решения поставленных задач по достижению экономического роста путем обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, проект областного бюджета предлагается к рассмотрению на трехлетний период 2012-2014 годов. 
          Обязательным условием сбалансированности бюджета является  обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы для принятия  расходных обязательств, сокращения зависимости от федерального бюджета, проведение взвешенной долговой политики.

          Проект областного бюджета на 2012-2014 годы сформирован с учётом следующих отличительных особенностей.
          Начиная с 2012 года, бюджет области ожидает дополнительная нагрузка в общей сумме 7,2 млрд. рублей в связи с реализацией ряда принятых на федеральном уровне решений. 
          В связи с переводом с 2012 года полиции общественной безопасности на федеральный уровень взамен будут переданы дополнительные расходные полномочия в объёме 1,5 млрд. рублей и перераспределены в пользу федерального бюджета отдельные доходные источники – 3,1 млрд. рублей. 
          В числе таких расходов: содержание переданных от федерации учреждений среднего профессионального образования, учреждений, осуществляющих дезинфекционную деятельность, выплата единовременного пособия при устройстве ребенка в семью, реализация активных мероприятий по содействию занятости населения, социальная поддержка реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавших от политических репрессий.
          В федеральный бюджет передаются: государственная пошлина за регистрацию транспортных средств и доходы от уплаты части акцизов на алкогольную продукцию. 
          С 2012 года образуется дорожный фонд Ростовской области, доходы которого сформированы из установленного Бюджетным кодексом перечня налогов и сборов, которые ранее являлись расходами общего расходного механизма бюджета. При этом расходы на дорожную деятельность вырастут по сравнению с 2011 годом на 3,2 млрд. рублей, или более чем на половину.
          Одновременно, на областной уровень передается финансирование полномочия по организации оказания медицинской помощи населению в объёме 2,3 млрд. рублей, ранее закрепленное за муниципальными образованиями. 
          Впервые начиная с 1 января 2012 года в областном бюджете предусмотрены расходы на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в случае необходимости при наличии заключения врача.

           Основные характеристики доходной части бюджета области на предстоящую трёхлетку сформированы с учётом изменений, внесённых в бюджетное и налоговое законодательство, мобилизации максимальных  усилий по наращиванию собственного налогового потенциала: путем  реализации действующих, а также привлечения новых инвестиционных проектов, создание оптимальных условий, способствующих  выводу на безубыточный уровень работы предприятий и  легализации заработной платы, поступления недоимки прошлых лет, мер по совершенствованию администрирования налоговых и неналоговых доходов. 

          Собственные  доходы областного бюджета в 2012 году прогнозируются в объеме 75,8 млрд. рублей, что на  14,1 млрд. рублей или 22,8 процента выше уровня текущего года. В 2013 – 2014 годах поступления составят  86,6 и 97,5 млрд. рублей. 
          Рост налоговых и неналоговых доходов будет обеспечен увеличением поступлений по всем основным источникам.
          Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых доходов занимают: налог на доходы физических лиц – 30,6 процентов; налог на прибыль организаций – 27,6 процента; акцизы  - 22,0 процентов; налог на имущество организаций - 14,4 процентов. 
 
          Объем безвозмездных поступлений областного бюджета запланирован в соответствии с проектом федерального бюджета на 2012-2014 годы, и распределение средств межбюджетных трансфертов составит на 2012 год – 21,5 млрд. рублей, или на уровне первоначально принятого бюджета 2011 года. В 2013 и  2014 годы запланированы поступления в объеме  10,9 млрд. рублей и 8,4 млрд. рублей соответственно.
          Проект областного бюджета сформирован в условиях дальнейшего снижения объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Она предусмотрена на 2012 год в объеме 8,4 млрд. рублей или со снижением от уровня текущего года на 16,1 процента, на 2013 год – 3,6 млрд. рублей и на 2014 год – 0,9 млрд. рублей.
          Вместе с тем, продолжится работа по получению целевых федеральных средств в максимально возможных объемах, в том числе на развитие социальной сферы, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, реализацию инвестиционных проектов. Объем этих средств  предусмотрен на 2012 год в объеме 12,7 млрд. рублей или с приростом по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом текущего года на 24,9 процента. Кроме того, в процессе исполнения федерального бюджета ожидается дополнительное предоставление региональному бюджету субсидий на поддержку сельского хозяйства, ряда социальных и инвестиционных субсидий.

          Общий объем расходов на 2012 год планируется в сумме 99,3 млрд. рублей, что на 10,9 млрд. рублей или 12,3 процента выше показателей первоначально принятого бюджета текущего года. Общий объем расходов на 2013-2014 годы - 104,3 млрд. рублей и 113,0 млрд. рублей соответственно.

          При расчёте бюджетных расходов учтены следующие основные подходы.
          Заработная плата работников областных государственных учреждений рассчитана с учетом роста фонда оплаты труда на 6 процентов с 1 октября 2012 года, стипендиальный фонд для обучающихся в областных образовательных учреждениях – на 6 процентов с 1 сентября 2012 года. В 2013 и 2014 годах возможные размеры индексации этих расходов будут определены при формировании бюджетов на соответствующие годы. 
          Страховые взносы на заработную плату уменьшены на 4 процента (с 34,2 до 30,2), а для областных государственных учреждений социального обслуживания населения – до 20 процентов.
          Материальные затраты учреждений (за исключением аппарата управления) рассчитаны исходя из установленного федерального уровня индексации с 1 января 2012 года на 6 процентов, с 1 января 2013 года на 5,5 процентов, с 1 января 2014 года на 5,0 процентов.
          Расходы на оплату коммунальных услуг областными государственными учреждениями и органами власти включены в проект бюджета в соответствии с лимитами потребления топливно-энергетических и иных коммунальных ресурсов с учетом их сокращения в пределах 10 % в связи с ежегодно складывающейся экономии в процессе исполнения бюджета и в соответствии с программой энергосбережения.

          Проект бюджета сформирован на основе программно-целевого метода бюджетного планирования. Предусмотрены расходы на реализацию 34 областных программ в 2012 году с объемом финансирования 84,3 млрд. рублей, 30 программ в 2013 году и 28 программ в 2014 году, на реализацию которых предусмотрено 85,4 млрд. рублей и 90,6 млрд. рублей соответственно. В 2012 году в программах сосредоточено 85 процентов расходов областного бюджета, в 2013 и 2014 годах 81,8 процента и 80,1 процента соответственно.
          Начиная с 2012 года, приняты вновь разработанные долгосрочные целевые программы для реализации мероприятий по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, профилактике экстремизма и терроризма, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область, мероприятий, направленных на инновационное развитие Ростовской области, а также мероприятий по развитию аквакультуры, рыболовства и рыбопереработки.
          Главным условием финансирования всех программ должна быть оценка их эффективности на основании чётко сформулированных критериев.

          В 2012 году планируется продолжить начатую в текущем году работу по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на основе областной долгосрочной целевой программы. 
          В целях финансового обеспечения полномочий по организации и проведению выборов в областном бюджете учтены средства в следующих объемах: в 2012 году - 211, 5 млн. рублей; в 2013 году - 422,8 млн. рублей, в 2014 году - 209,9 млн. рублей.
          Учтены затраты, связанные с поэтапным введением с 2012 года в аппараты мировых судей области 68 штатных единиц сотрудников, обеспечивающих исполнение требований Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Объём затрат на эти цели – 18,3 млн. рублей. 
          Расходы на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону и обеспечение пожарной безопасности в 2012-2014 годах запланированы в сумме 0,8 млрд. рублей ежегодно.
          В целях противопожарного прикрытия сельских населенных пунктов в 2011 году на территории Ростовской области создана противопожарная служба в составе  16 пожарных частей, расходы на создание которых, составили 148,9 млн. рублей.
          С целью доведения общего количества пожарных частей до 35 единиц, на 2012 год предусмотрены ещё средства в сумме 198,8 млн. рублей для создания и оснащения 19 пожарных частей. 
          На реализацию Областной долгосрочной целевой программы поддержки казачьих обществ в части предоставления межбюджетных трансфертов муниципалитетам для обеспечения несения муниципальной службы казачьими дружинами в 2012-2014 годах запланировано по 171,8 млн. рублей ежегодно. Это на 47,3 млн. рублей или 38 процентов больше, чем предусмотрено в первоначальном бюджете 2011 года. Рост расходов обусловлен увеличением норматива затрат на обеспечение несения службы дружинниками казачьей дружины в части оплаты труда.

          В 2012-2014 годах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства и газификацию предусмотрено более 8,2 млрд. рублей. Указанные ассигнования планируется направить в 47 муниципальных образований на 220 объектов.
          Продолжится предоставление субсидий муниципальным образованиям для оказания финансовой  помощи объединениям собственников жилья для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. На эти цели трёхлетним бюджетом предусмотрено 2,3 млрд. рублей, что позволит отремонтировать 447 многоквартирных домов.
          В проекте областного бюджета на 2012 -2014 годы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, приобретение оборудования для учреждений социальной сферы предусмотрено 12,1 млрд. рублей.        
          Указанные средства, в том числе будут направлены на строительство 7 детских дошкольных учреждений, 8 объектов здравоохранения, 10 объектов физкультуры и спорта, капитальный ремонт 109 объектов образования, 13 объектов культуры, 8 объектов учреждений социальной направленности, 41 объекта здравоохранения как областного подчинения так и принадлежащих  муниципалитетам.

          Объем расходов на дорожное хозяйство в 2012 году составит 8,8 млрд. рублей, в 2013 – 2014 годах – 12,6 млн. рублей и 14,2  млрд. рублей соответственно. Кроме того, в 2012 году из средств Дорожного фонда будет направлено 1,1 млрд. рублей на возврат кредита, полученного Ростовской областью из федерального бюджета в 2009 году на дорожное хозяйство. 
          Будут предоставлены субсидии местным бюджетам на строительство и капитальный ремонт муниципальных дорог. В 2012 году объем субсидий местным бюджетам увеличится в 2 раза и составит более 2,2 млрд. рублей,  в 2013-2014 годах  - 3,7 млрд. рублей и 4,6 млрд. рублей соответственно.
          Расходы областного бюджета на оказание государственной поддержки гражданам в приобретении жилья планируются на трёхлетний период в объёме 4,5 млрд. рублей. Эти средства позволят улучшить жилищные условия более 6 тысяч граждан. В их числе: ветераны Великой Отечественной войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны; инвалиды общего заболевания, граждане, уволенные с военной службы;  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; молодые семьи; граждане, проживающие в сельской местности, в том числе молодые специалисты; работники здравоохранения дефицитных профессий; семьи в которых имеется трое или более детей-близнецов; граждане, приобретающие жилье с помощью ипотечных займов и кредитов.
          Продолжится реализация мероприятий по переселению  граждан из   в аварийного и ветхого жилья, на что предусмотрено 4,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,8 млрд. рублей.

          В целом на государственную поддержку региональной экономики в течение трёх лет из областного бюджета планируется направить 5,1 млрд. рублей. 
          Приоритетным направлением остается поддержка сельского хозяйства. 
          С 2012 года начнется реализация новых областных долгосрочных целевых программ «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012-2015 годы» и инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы. На эти цели в 2012-2014 годах планируется направить 0,8 млрд. рублей. 
          В 2012-2014 годах продолжиться реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства. В областном бюджете запланированы ассигнования на эти цели ежегодно по 0,5 млрд. рублей. Порядок расходования указанных средств осуществляется на конкурсной основе.

          Продолжится реализация Областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рационального природопользования». На ее реализацию в 2012 году планируется направить 369,0 млн. рублей, что на 10 процентов больше текущего года. На 2013 и 2014 годы бюджетные ассигнования на данное направление расходов запланированы также с ростом, в суммах 442,7 млн. рублей и 423,0 млн. рублей соответственно.
          Бюджет Ростовской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сохранит свою социальную направленность. Доля расходов на социальную сферу в расходах областного бюджета в 2012 году составит 69,2 процента, а общий объем расходов 68,7 млрд. рублей, что выше 2011 года на 20,6 процента. В 2013 и 2014 годах на данные цели запланировано 66,8 млрд. рублей и 70,6 млрд. рублей соответственно. 
          Общий объем ассигнований областного бюджета на здравоохранение в 2012 году планируется в объеме 21,5 млрд. рублей, что на 46,4 процента больше по сравнению с первоначально принятым  бюджетом 2011 года. В 2013 году – 18,6 млрд. рублей, 2014 году – 20,1 млрд. рублей.
          На физическую культуру и спорт в 2012 году планируется направить 0,9 млрд. рублей с ростом на 10,6 процентов. В 2013 году – 0,6 млрд. рублей, 2014 году – 0,9 млрд. рублей.
          Расходы на образование в 2012 году планируются в объеме 21,6 млрд. рублей, что на 18,7 % выше уровня 2011 года. В 2013 году – 22,1 млрд. рублей, 2014 году  – 22,6 млрд. рублей.
          Расходы областного бюджета на молодежную политику планируются на 2012 год в объеме 55,4 млн. рублей. 
          На культуру в 2012 году планируется направить более 1,1 млрд. рублей, что на 7,8 % выше уровня 2011 года. В 2013 году – 1,1 млрд. рублей, 2014 году – около 1,0 млрд. рулей.
          В связи с передачей субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), бюджетные ассигнования на осуществление этих полномочий составят в 2012 году –  443,7 млн. рублей. В 2013 году – 459,5 млн. рублей, 2014 году – 463,2 млн. рублей.
          Расходы областного бюджета на социальную политику в 2012 году планируются в сумме 23,2 млрд. рублей, что на 4,1 %  выше уровня 2011 года. Мерами социальной поддержки будет охвачено более 1,4 млн. жителей Ростовской области. При этом ранее принятые меры соцподдержки будут сохранены в полном объёме. Сумма на 2012 год – 18,5 млрд. рублей или 18,6% к общим расходам бюджета, 2013 – 2014 годы – 19,0 и 20,6 млрд. рублей соответственно.

          Политика в сфере межбюджетных отношений области с муниципальными образованиями будет направлена на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, поддержку инвестиционных, инновационных и инфраструктурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселениях области.
          Общий объем  межбюджетных трансфертов местным бюджетам по 108  направлениям составит в 2012 году 50,9 млрд. рублей с приростом к первоначальным расходам на эти цели в 2011 году на 7,9 млрд. рублей или 18,3 процента.  На 2013 и 2014 годы предусмотрено  49,7 млрд. рублей и 52,6 млрд. рублей соответственно. 
          Наряду с обязательными для субъектов Федерации видами поддержки муниципалитетов (дотациями и субвенциями на исполнение переданных государственных полномочий) в Ростовской области дополнительно будет выделено субсидий и иных межбюджетных трансфертов в объёме 13,8 млрд. рублей по 62 направлениям.  
          Кроме того, объем  дополнительно  передаваемых  в местные бюджеты областных налогов  оценивается  на  2012 год  в сумме 6,0 млрд. рублей или 18,5 процента их налоговых доходов. Будет продолжена передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от налогов, ранее являвшихся доходами областного бюджета. 
          С учетом финансовой помощи и передачи муниципальным образованиям дополнительных нормативов отчислений планируется, что в  2012 году 94,9 млрд. рублей или две трети консолидированного бюджета области будет осваиваться через местные бюджеты, в 2013 – 2014 годах это будет составлять 95,3 млрд. рублей и 101,1 млрд. рублей.

          Долговая политика Ростовской области будет направлена на осуществление заимствований в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, при минимизации рисков для исполнения областного бюджета и сохранении высокой степени долговой устойчивости. 
          Дефицит бюджета на 2012 год проектируется в сумме 1,9 млрд. рублей, что в 2,8 раза ниже первоначально принятого бюджета 2011 года (5,3 млрд. рублей). Вместе с тем, запланировано привлечение кредитов на 2012 год в размере 3,5 млрд. рублей, что на уровне первоначально принятых бюджетов 2010 и 2011 годов, для погашения ранее принятых долговых обязательств. На 2013 год сумма дефицита составит 6,8 млрд. рублей, 2014 год – 7,1 млрд. рублей. 
          Несмотря на планируемые заимствования и увеличение долговой нагрузки на областной бюджет с 13,1 процентов от максимально допустимой величины по итогам 2010 года до 27,4 процента по итогам 2014 года, государственный долг Ростовской области будет оставаться на экономически безопасном уровне.

          Параметры консолидированного бюджета области на 2012 год планируются по доходам в объеме 141, 4 млрд. рублей и по расходам  – 143,4 млрд. рублей, что выше показателей текущего года на 27,1 млрд. рублей по доходам или на 23,7 процентов, и на 21,2  млрд. рублей по расходам или на 17,4 процентов. 
          На 2013-2014 годы прогноз доходов составит 143,1 млрд. рублей и 154, 5 млрд. рублей соответственно. Расходы консолидированного бюджета на 2013 – 149, 8 млрд. рублей, на 2014 – 161,6 млрд. рублей.
          Среднедушевой бюджетный доход по области планируется на 2012 год в сумме 33,2 тыс. рублей при 30,7 тыс. рублей в текущем году. В 2014 году он достигнет 36,5 тыс. рублей.


          Доклад окончен.
          Прошу одобрить представленный проект областного бюджета и внести в Законодательное Собрание к I чтению
.

 

 

Минфином области проведены
мониторинг качества финансового менеджмента
и оценка качества управления бюджетным процессом за 2010 год

          В рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года, утвержденной постановлением Администрации Ростовской области от 22.11.2010 № 302, по итогам 2010 года министерством финансов Ростовской области проведены мониторинг качества финансового менеджмента областных министерств и ведомств и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях.
           В результате проведенных министерством финансов Ростовской области мониторинга качества финансового менеджмента и оценки качества управления бюджетным процессом за 2010 год:
- наивысшие баллы по показателям качества финансового менеджмента получили Министерство финансов Ростовской области, Управление финансового контроля Ростовской области, Управление записи гражданского состояния Администрации Ростовской области, Министерство здравоохранения Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области;
- наивысшую оценку качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях получили город Волгодонск и Сальский район. 
          На достаточно высоком уровне осуществлялось управление бюджетным процессом в Октябрьском, Веселовском, Неклиновском, Тацинском, Егорлыкском районах. 
          Мониторинг качества финансового менеджмента областных министерств и ведомств и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях будет проводиться два раза в год: по полугодию и году.
          Информация о результатах проводимой работы размещается на официальном сайте министерства финансов Ростовской области. 
 
 

 

С информацией о бюджетном процессе Ростовской области 
можно ознакомиться на сайте минфина области
 
          В соответствии с утвержденной Главой Администрации (Губернатором) области Программой повышения эффективности бюджетных расходов в Ростовской области минфин реализует мероприятия по достижению высокой степени доступности и актуальности информации о бюджетном процессе.
          На официальном сайте минфина еженедельно размещается информация о ходе исполнения областного бюджета; ежемесячно – отчеты об исполнении консолидированного и областного бюджетов, о предоставлении финансовой поддержки муниципальным бюджетам и об их исполнении по собственным доходам; регулярно – приказы, распоряжения минфина, информационно-справочные материалы.
          За первое полугодие 2011 года размещено 186 информационных материалов, что 1,5 раза больше уровня аналогичного периода прошлого года, за 2010 год в целом – 311.
          Также в разделах сайта для главных распорядителей средств и финорганов муниципальных образований размещаются обновления программного обеспечения и иные материалы. В 2010 году размещено 225 таких документов, в текущем году – 377.
 
 
 
Администрация области продолжает работу по оказанию  
муниципальным образованиям необходимой финансовой поддержки
 
          Предоставление финансовой помощи бюджетам муниципальных образований является одним из приоритетных направлений расходов областного бюджета.
          В 2011 году в областном бюджете на эту цель запланировано 52,8 млрд. рублей, что составляет половину всех его расходов. К уровню 2010 года объем финансовой помощи местным бюджетам увеличился на 6,4 млрд. рублей или на 13,8 процента.
В 2011 году местным бюджетам предусмотрены:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 3,5 млрд. рублей;
- дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов 398,7 млн. рублей;
- субсидии для осуществления муниципальных инвестиционных и инфраструктурных проектов и модернизации сети бюджетных учреждений 13,1 млрд. рублей;
- субвенции на осуществление переданных государственных полномочий 30,6 млрд. рублей;
- иные межбюджетные трансферты на развитие шахтерских городов и поселков области, реализацию программы модернизации здравоохранения и другие направления 5,2 млрд. рублей.
          В первом полугодии 2011 года муниципальным образованиям выделено 23 млрд. рублей финансовой помощи. В их числе: дотации 2,1 млрд. рублей, субсидии 3,3 млрд. рублей, субвенции 15,5 млрд. рублей, иные межбюджетные трансферты 2,1 млрд. рублей.
          Указанные средства областного бюджета предоставляются муниципальным образованиям дополнительно к получаемым собственным доходам, закрепленным за ними федеральным бюджетным законодательством. В первом полугодии 2011 года местными бюджетами получено собственных доходов 12,6 млрд. рублей.
          Кроме этого, за счет отчислений от отдельных собственных доходов областного бюджета, переданных муниципальным образованиям (транспортного налога по нормативу 50 процентов, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 45 процентов, налога на имущество организаций – 30 процентов, единого сельскохозяйственного налога – 30 процентов, налога на прибыль – 5,55 процента) в первом полугодии 2011 года местные бюджеты получили 3,4 млрд. рублей дополнительных налогов.
 
 
 
Минфином области заключен государственный контракт
о привлечении кредитной линии на цели покрытия
дефицита областного бюджета в 2011 году
 
          Министерством финансов Ростовской области в рамках исполнения Областного закона от 08.12.2010 № 516-ЗС «Об областном бюджете на 2011 год» и в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 27.04.2011 № 230 «О заключении долгосрочных государственных контрактов (кредитных договоров) на оказание услуг кредитных организаций по предоставлению кредитов (кредитных линий) на цели покрытия дефицита областного бюджета» с ОАО Банк ВТБ 29.06.2011 года заключен государственный контракт (кредитный договор) о привлечении кредитной линии на цели покрытия дефицита областного бюджета в 2011 году на сумму 3,5 млрд. рублей, со сроком возврата равными долями в 2013 – 2014 годах.
          Процентная ставка за пользование кредитными ресурсами по итогам открытого аукциона в электронной форме составила 7,35 процентов годовых при заявленной не более 8 процентов. Ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.