На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: понедельник 21 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Тезисы выступления заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой на публичных слушаниях по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год»

Уважаемый Виктор Ефимович!

Уважаемые участники публичных слушаний!

 

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства сегодня Правительство Ростовской области публично представляет отчет об исполнении областного бюджета за 2015 год.

Правительство области заинтересовано в вовлечении активных представителей гражданского общества в процесс принятия социально значимых решений, ориентировано на информационную открытость действий органов власти.

В силу своей значимости в экономической и социальной жизни региона областной бюджет неизбежно вызывает большой интерес со стороны общественности, представителей бизнес-сообщества и простых граждан. 

Понимая это, министерство финансов области уделяет особое внимание повышению прозрачности бюджетного процесса.

С 2015 года министерством финансов Ростовской области внедрен новый интернет-портал «Открытый бюджет».

Данный ресурс содержит всю информацию по планированию общественных финансов Ростовской области, а также исполнению бюджета области, что обеспечивает высокую доступность, как для должностных лиц и организаций, имеющих отношение к бюджетному процессу, так и для граждан, не являющихся специалистами в данной области.

В ходе формирования отчета об исполнении бюджета была проведена большая подготовительная работа:

  • бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области была принята Федеральным казначейством Российской Федерации;
  • законопроект «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год» подготовлен и представлен в Законодательное Собрание Ростовской области в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством;
  • отчет был опубликован в средствах массовой информации для общественного обсуждения.

Бюджетная политика области в 2015 году была направлена на решение задач, поставленных руководством страны, Губернатором Ростовской области. В их числе:

- выполнение указов Президента России,

- безусловное исполнение социальных обязательств,

- решение вопросов экономического развития.

Весь прошлый год оказался непростым для нашей страны. Но заблаговременно принятые меры - формирование областного бюджета с учетом жестких ограничений, приоритизация расходов позволили во многом адаптироваться к новой ситуации.

В целом были достигнуты позитивные результаты исполнения бюджета Ростовской области за 2015 год.

Доходы консолидированного бюджета (как свода областного и местных бюджетов) получены в 2015 году в сумме 170,8 млрд. рублей, с ростом на 4,0 процента относительно уровня 2014 года.

Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 40,3 тыс. рублей, что на 4,1 процента выше аналогичного показателя 2014 года.

За последние пять лет наблюдается позитивная динамика поступления собственных доходов в бюджет Ростовской области с ростом на 56,0 процентов к факту 2010 года, что выше как среднероссийского показателя (53,2 процента), так и по ЮФО (50,7 процента).

По объему собственных доходов 2015 года Ростовская область входит в число крупнейших региональных бюджетов.

По многим социально-экономическим показателям превышены среднероссийские значения. Валовой региональный продукт вырос на 4,0 процента (в целом по России наблюдается снижение валового внутреннего продукта на 3,7 процента).

Индекс промышленного производства области составил 154,6 процента, существенно превысив среднероссийский уровень (96,6 процента).

Как и прежде основные доходные источники бюджета - собственные налоговые и неналоговые доходы. Их объем составил 132,1 млрд. рублей или 77,4 процента всех поступлений. Рост к уровню прошлого года обеспечен на 4,9 процента.

Поступательной динамике собственных доходов способствует стимулирующий характер налоговой политики региона. Приоритеты Ростовской области – не наращивание налогового бремени, а повышение инвестиционной привлекательности, развитие предпринимательской активности.

Итоги реализации инвестиционных проектов, поддержанных налоговыми льготами, показывают первые результаты. Каждый вложенный в государственную поддержку рубль дал не менее 7 рублей дополнительных доходов бюджету области.

В 2015 году введены «налоговые каникулы» для вновь созданных индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Для малого бизнеса, инвестирующего в экономику области, снижена ставка по упрощенной системе налогообложения
до 5 процентов.

Расширен перечень видов деятельности для применения патентной системы налогообложения.

В результате по основным бюджетообразующим источникам доходы составили:

  • по налогу на прибыль организаций поступило в бюджет области 25,9 млрд. рублей с темпом роста 108,8 процента;
  • по налогу на доходы физических лиц поступило
    49,7 млрд. рублей с темпом роста 101,8 процента;
  • по налогам со специальными налоговыми режимами поступило 10,0 млрд. рублей с темпом роста 110,5 процента.

Также позитивная динамика обеспечена:

  • по акцизам - 13,8 млрд. рублей при годовом плане 12,8 млрд. рублей с темпом роста 112,4 процента. Высокая динамика (130,3 процента) сложилась по акцизам на пиво в результате увеличения загрузки производственных мощностей, находящихся в Ростовской области;
  • по транспортному налогу поступило 3,1 млрд. рублей с темпом роста 115,3 процента.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2015 году составили 38,9 млрд. рублей, или 101,0 процент к 2014 году.

Поступление дополнительных целевых федеральных средств в процессе исполнения бюджета 2015 года по сравнению с первоначально запланированным бюджетом составило 12,5 млрд. рублей.

Также в ходе исполнения бюджета было обеспечено поступление дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 910,3 млн. рублей.

Общий размер дотаций, поступивших из федерального бюджета в 2015 году, составил 13,0 млрд. рублей.

В результате ежегодного прироста собственных (налоговых и неналоговых) доходов Ростовская область третий год находится в числе низкодотационных регионов страны.

Доля дотаций из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Ростовской области снизилась по итогам 2015 года до 8,1 процента.

Расходы консолидированного бюджета Ростовской области исполнены в объёме 185,4 млрд. рублей, с ростом на 5,1 процента (при росте в целом по субъектам Российской Федерации на 1,4 процента и по ЮФО на 0,9 процента).

Обеспечено приоритетное направление средств на отрасли социально-культурной сферы.

Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт и здравоохранение составили 125,6 млрд. рублей, что на 2,7 процента выше показателя 2014 года. Доля расходов социальной направленности составляет 67,7 процента в общем объеме расходов, что выше как среднероссийского показателя (61,5 процента), так и по субъектам ЮФО (67,3 процента).

В регионе были приняты дополнительные меры по обеспечению сбалансированности бюджета, утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В рамках его реализации была проведена инвентаризация и переформатирование расходов на сумму 1,6 млрд. рублей.

В целях ограничения расходов аппарата управления Правительством Российской Федерации был определен норматив на содержание органов государственной власти для субъектов Российской Федерации, в т.ч. для Ростовской области 3,1 процента от общей суммы налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

По результатам исполнения областного бюджета доля этих расходов не превысила 2,56 процента.

Достижению данного показателя способствовала проводимая Правительством Ростовской области работа по применению традиционно жесткого подхода к планированию и исполнению расходов на содержание аппарата управления государственных органов власти.

В результате принятых мер обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором Ростовской области и определенных основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области.

В прошлом году, как и прежде, Правительством области проводилась взвешенная долговая политика.

Государственный долг Ростовской области на 1 января 2016 года составил 41,2 млрд. рублей или 42,6 процента от предельной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.

Для сравнения аналогичный среднероссийский показатель за 2015 год среди регионов - получателей дотаций составил 63 процента, а по ЮФО – 79,6 процента.

В качестве заемных средств из федерального бюджета получен бюджетный кредит для обеспечения сбалансированности областного бюджета в объеме 2,3 млрд. рублей по льготной ставке 0,1 процента годовых и погашением в 2017-2018 годах.

Одновременно погашены долговые обязательства перед банками в сумме 2,3 млрд. рублей и перед федеральным бюджетом в сумме 126,8 млн. рублей, а также реструктурирована задолженность по бюджетному кредиту, полученному в 2010 году для строительства автомобильных дорог, срок возврата заемных средств перенесен с 2015 года на 2025-2034 годы.

Доля расходов на обслуживание государственного долга составляет менее 2 процентов всех расходов областного бюджета и не влияет на исполнение социальных и иных бюджетных обязательств.

Просроченная кредиторская задолженность по областному и местным бюджетам отсутствует.

В 2015 году была обеспечена реализация 21 государственной программы Ростовской области, исполнение по которым составило 140,3 млрд. рублей или 93,6 процента всех расходов областного бюджета.

Государственные программы Ростовской области были ориентированы на поступательное развитие социальной сферы, агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечение населения области жильем, связью и телекоммуникациями.

На реализацию 10 социальных государственных программ в отчетном году направлено 100,7 млрд. рублей или 71,8 процента от всех ассигнований на государственные программы Ростовской области.

Одновременно государственные программы, наряду со Стратегией социально-экономического развития области, являются инструментом долгосрочного стратегического планирования.

В целях расширения горизонтов бюджетного планирования в 2015 году принят порядок формирования долгосрочного бюджетного прогноза.

В рамках реализации государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами»:

  • актуализированы областные законы о бюджетном процессе, о межбюджетных отношениях,о региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области;
  • принят порядок формирования, ведения ведомственных перечней государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями;
  • принят новый порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг;
  • утверждены правила определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Ростовской области.

В целях совершенствования государственного финансового контроля и расширения возможностей по управлению ликвидностью счета областного бюджета с 1 января 2015 года министерством финансов Ростовской области открыты и велись лицевые счета для учета операций со средствами областного бюджета  по всем главным распорядителям средств областного бюджета и государственным казенным учреждениям, что позволило ускорить совершение платежей, обеспечить прозрачность процесса санкционирования.

Исполнение областного бюджета организовано с 38 главными распорядителями средств областного бюджета, 49 главными администраторами доходов областного бюджета.

За счет финансового обеспечения из областного бюджета осуществляли свою деятельность 481 государственное и более 2,5 тысяч муниципальных учреждений Ростовской области.

В 2015 году обеспечена координация деятельности по исполнению местных бюджетов 463 финансовых органов муниципальных образований Ростовской области.

Хочу остановиться на основных показателях областного бюджета отчетного года.

Мои коллеги - в своих выступлениях доведут до Вас информацию об исполнении бюджета по наиболее бюджетоёмким отраслям.

На реализацию мероприятий программных указов Президента Российской Федерации в 2015 году направлено средств консолидированного бюджета в сумме 13,2 млрд. рублей, в том числе средств областного бюджета – 10,9 млрд. рублей, из них на повышение оплаты труда отдельным категориям работников более 1,5 млрд. рублей.

По данным федерального статистического наблюдения по всем 12 категориям работников бюджетного сектора экономики достигнутый уровень средней заработной платы в 2015 году превысил прогнозные показатели.

В первоочередном порядке бюджетные средства выделялись наиболее нуждающимся в поддержке государства и социально уязвимым категориям населения. На эти цели в 2015 году направлено 24,3 млрд. рублей. За счет этих средств была оказана социальная поддержка более 1,4 млн. человек.

В 2015 году продолжалась реализация комплекса мероприятий по обеспечению льготным жильем отдельных категорий граждан. Расходы на указанные цели составили 4,1 млрд. рублей.

В их числе:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей –1283 человека (1,0 млрд. рублей);

ветераны Великой Отечественной войны – 350 человек, в том числе 147 участников и инвалидов ВОВ (438,4 млн. рублей);

граждане, в том числе многодетные семьи, воспользовавшиеся специальными условиями ипотечного кредитования - 1151 человек (688,9 млн. рублей);

молодые семьи и молодые специалисты, в том числе проживающие на селе – 801 человек (688,9 млн. рублей);

семьи, переселенные из аварийного и ветхого жилого фонда - 975 человека (1,2 млрд. рублей);

ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов - 63 человека (39,6 млн. рублей).

Расходы областного бюджета на здравоохранение в 2015 году превысили расходы 2014 года почти на 1,0 млрд. рублей и составили 24,6 млрд. рублей.

Расходы областного бюджета на образование составили 38,0 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом рост составил 2,0 млрд. рублей или 5,5 процента.

В 2015 году была завершена работа по модернизации региональных систем дошкольного образования Ростовской области.

Расходы на строительство дошкольных образовательных организаций составили более 3,0 млрд. рублей.

Наряду с социальными расходами особое внимание в отчетном году уделялось формированию институтов развития, вложениям в инфраструктуру, государственной поддержке отдельных отраслей экономики.

Рост расходов капитального характера консолидированного бюджета области по сравнению с 2014 годом составил 116,3 процента (в целом по субъектам Российской Федерации снижение к 2014 году - 93,9 процента). По объему капитальных расходов Ростовская область второй год занимает первое место среди субъектов ЮФО.

Бюджет развития областного бюджета, включая расходы на субсидирование процентов по инвестиционным кредитам, финансовую поддержку мероприятий государственно-частного партнерства и налоговые расходы, составил 26,8 млрд. рублей.

За счет указанных средств в рамках государственных программ Ростовской области осуществлялись строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной направленности, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе расходы на подготовку к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу составили 5,3 млрд. рублей. Наиболее крупные проекты:

строительство магистральной улицы общегородского значения Южный подъезд – ул. Левобережная, обеспечивающей подъезд к стадиону (1,8 млрд. рублей);

реконструкция мостового перехода через р. Дон в створе проспекта Ворошиловский (1,5 млрд. рублей);

строительство газораспределительной сети высокого и среднего давления г. Ростова-на-Дону с учетом развития кольцевой системы между ГРС Ростов-4 и ГРС Ростов-5 (634,6 млн. рублей);

строительство и проектирование систем водоснабжения и водоотведения аэропорта «Южный» (536,6 млн. рублей);

инженерная подготовка участка строительства футбольного стадиона «Ростов-Арена» (287,1 млн. рублей).

На развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году направлено 5,0 млрд. рублей.

Данные средства позволили выполнить значительный объем работ по строительству, реконструкции, капремонту водопроводных сетей и канализации на общую сумму 2,7 млрд. рублей.

Выполнены мероприятия по повышению энергоэффективности в коммунальном хозяйстве за счет средств федерального бюджета (267,2 млн. рублей).

Продолжена государственная поддержка капитального ремонта многоквартирных домов, областной бюджет выделил на эти цели около полумиллиарда рублей. Проведены работы по повышению эксплуатационной надежности жилых домов г. Волгодонска.

Вместе с тем, в целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги выше предельных индексов направлено 538 млн. рублей.

Продолжилась поддержка сельских территорий. Так на проектирование, строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и газификации, комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку направлено 253,0 млн. рублей. В результате введено в эксплуатацию 46,1 километра водопроводов и 10,5 километра распределительных газовых сетей.

В отчетном году завершено строительство спортивного зала в г. Каменск-Шахтинском, а также многофункциональных залов с плавательными бассейнами в Боковском, Миллеровском и Морозовском районах. На эти цели из областного бюджета направлено 235,2 млн. рублей.

В 2015 году продолжена работа строительству и реконструкции объектов социальной направленности. Средства областного бюджета по указанным мероприятиям освоены в сумме 111,5 млн. рублей, что позволило завершить реконструкцию здания типографии под управление социальной защиты населения в с. Заветное Заветинского района и продолжить работы по строительству психоневрологического интерната в х. Маяки Родионово-Несветайского района.

На строительство и реконструкцию объектов культуры и туризма, включая разработку проектной документации, направлено 181,5 млн. рублей. В результате завершены проектные работы на строительство центров культурного развития в г. Белая Калитва и пос. Персиановский Октябрьского района, оплачены работы по объектам: «Благоустройство территории сквера «Романовский» в ст. Романовская Волгодонского района», «Строительство пешеходного моста через р. Азовка в г. Азове», осуществлена часть работ по благоустройству центральной части ст. Вешенской Шолоховского района.

На реализацию инвестиционных проектов в сфере здравоохранения в 2015 году направлены средства областного бюджета в сумме 69,0 млн. рублей. В результате завершены проектные работы по реконструкции ГБУ РО «Детский санаторий «Ромашка» в г. Ростове-на-Дону и Новочеркасского филиала ГБУ РО «Психоневрологический диспансер», х. Мишкин. Введена в эксплуатацию газовая котельная и инженерные сети МБУЗ «ЦРБ» Чертковского района, а также продолжена реконструкция ГБУ РО «Областная клиническая больница № 2» (4-я очередь строительства).

Расходы на дорожную деятельность (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог) в 2015 году, осуществляемые за счет средств дорожного фонда Ростовской области, составили 16,2 млрд. рублей, из которых 7,8 млрд. рублей направлены муниципальным образованиям области в виде межбюджетных трансфертов.

На государственную поддержку региональной экономики в 2015 году из областного бюджета направлено 7,9 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 6,1 млрд. рублей.

Приоритетным направлением в отчетном году оставалась поддержка сельскохозяйственного производства. В 2015 году на поддержку агропромышленного комплекса направлено 6,9 млрд. рублей, в том числе за счет федеральных средств – 5,6 млрд. рублей. Это позволило предоставить субсидии по различным направлениям около десяти тысячам сельхозтоваропроизводителей Ростовской области.

Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями являются одним из приоритетов бюджетной политики в Ростовской области.

В 2015 году из областного бюджета выделено 81,1 млрд. рублей межбюджетных трансфертов по 134 направлениям с приростом к уровню 2014 года на 7,1 млрд. рублей или 9,6 процента. Их удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета составил 54,1 процента.

Удельный вес межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам муниципальных образований в общих расходах областного бюджета составил – 3,9 процента при среднероссийском показателе – 3,0 процента, среднем по субъектам ЮФО – 2,5 процента.

В целях выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенных федеральным законодательством, значительные средства были направлены на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений. На эти цели было выделено 5,5 млрд. рублей.

Было продолжено оказание финансовой поддержки муниципалитетов в виде передачи в местные бюджеты нормативов отчислений от областных налогов.

За счет этих отчислений местные бюджеты получили 8,2 млрд. рублей дополнительных доходов или 23,1 процента их собственных доходов.

С учетом дополнительных доходных источников собственные доходы муниципальных образований составили 35,5 млрд. рублей.

 

 

Уважаемые участники публичных слушаний!

Перед нами стоит важная задача, обозначенная Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета в новых экономических условиях.

Публично представляемый сегодня Правительством области отчет об исполнении бюджета за 2015 год подтверждает, что бюджетная система Ростовской области в целом прошла проверку на прочность.

Решения по оптимизации, повышению эффективности расходов, аккуратный подход к текущим обязательствам способствовали подстройке экономики к новым условиям и гарантировали безусловность исполнения социальных обязательств перед населением.

Вместе с тем, прямо скажем, в непростых условиях создавался задел для обеспечения инвестиционных планов Ростовской области.

Именно увеличение бюджетных доходов, обеспеченное реальным ростом экономики и стабильностью налоговых условий, позволяет решать больше государственных задач.

В 2015 году впервые принято решение о формировании бюджетной стратегии Ростовской области на перспективу. Продуманная и адекватная бюджетная политика способствует улучшению качества жизни людей. А это наш приоритет.

Доклад окончен! Благодарю за внимание!