На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: воскресенье 26 мая 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Текст выступления заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой на заседании Законодательного Собрания Ростовской области по проекту областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год»

Тезисы

по проекту областного закона

«Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год» на заседание Законодательного Собрания Ростовской области

12 мая 2016 года

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемый Виктор Ефимович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

 

На Ваше рассмотрение предлагается проект областного закона «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год».

Правительством Ростовской области максимально созданы условия для его рассмотрения и принятия на сегодняшнем заседании Законодательного Собрания.

Отчет об исполнении консолидированного бюджета за 2015 год своевременно и в полном объеме был принят Федеральным Казначейством России.

В установленные областным законодательством порядке и сроки законопроект об отчете об исполнении областного бюджета подготовлен Минфином во взаимодействии со всеми главными распорядителями средств и представлен в Законодательное Собрание. Это более 2,4 тыс. страниц показателей и пояснений.

Проект опубликован в газете «Наше время».

На законопроект получены в целом положительные заключения Контрольно-счетной палаты, Минюста, Прокуратуры Ростовской области.

В целях обеспечения полной открытости и доступности бюджетных данных для граждан издана в наглядной форме брошюра «Бюджет для граждан», она также размещена на интернет-портале Минфина «Открытый бюджет Ростовской области».

Проведенная работа стала залогом успешного проведения 26 апреля Публичных слушаний по отчету, даны ответы на многочисленные вопросы. Эта тема получила широкое освещение в печатных и электронных СМИ.

Бюджетная политика области в 2015 году была направлена на решение задач и поручений, поставленных руководством страны, Губернатором Ростовской области. В их числе:

- выполнение указов Президента России,

- безусловное исполнение социальных обязательств,

- решение вопросов экономического развития.

В целом были достигнуты позитивные результаты исполнения бюджета Ростовской области за 2015 год как к уровню 2014 года, так и в сравнении со среднероссийскими показателями и отчетными данными регионов Южного федерального округа.

Вся проделанная работа по подготовке законопроекта об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год стала возможна в результате эффективного взаимодействия с депутатами, комитетами и аппаратом Законодательного Собрания.

Остановлюсь на основных результатах исполнения бюджета Ростовской области за 2015 год.

  • Доходы консолидированного бюджета за 2015 год составили - 170,8 млрд. рублей, с ростом на 4 процента относительно уровня 2014 года.

Аналогичный прирост получен по среднедушевому бюджетному доходу на жителя области, он составил по итогам прошлого года 40,3 тыс. рублей.

Областной бюджет исполнен по доходам в сумме 136,4 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом доходы выросли на 8,0 млрд. рублей или на 6,2 процента.

Основные доходные источники - собственные налоговые и неналоговые доходы. Их объем составил 71 процент всех поступлений, это 96,7 млрд. рублей. По сравнению с 2014 годом обеспечен их рост на 7,7 млрд. рублей или на 8,6 процента.

В целом, за последние пять лет обеспечена позитивная динамика поступления собственных доходов в консолидированный бюджет Ростовской области с ростом на 56 процентов к факту 2010 года, что выше как среднероссийского показателя (53,2 процента), так и по ЮФО (50,7 процента).

По объему собственных доходов 2015 года Ростовская область входит в число крупнейших региональных бюджетов.

Поступательной динамике собственных доходов способствовал стимулирующий характер налоговой политики региона. Приоритеты Ростовской области – не наращивание налогового бремени, а повышение инвестиционной привлекательности, развитие предпринимательской активности.

По многим социально-экономическим показателям превышены среднероссийские значения.

Валовой региональный продукт вырос на 4,0 процента (в целом по России наблюдается снижение валового внутреннего продукта на 3,7 процента).

Индекс промышленного производства области составил 154,6 процента, существенно превысив среднероссийский уровень (96,6 процента).

В результате достигнут рост основных бюджетообразующих доходов консолидированного бюджета Ростовской области:

  • по налогу на прибыль организаций поступило в бюджет области 25,9 млрд. рублей с темпом роста 108,8 процента;
  • по налогу на доходы физических лиц49,7 млрд. рублей - 101,8 процента;
  • по налогам со специальными налоговыми режимами10,0 млрд. рублей - 110,5 процента.
  • по акцизам - 13,8 млрд. рублей - 112,4 процента.
  • по транспортному налогу поступило 3,1 млрд. рублей - 115,3 процента.

Приоритетное направление деятельности Правительства в области налоговой политики в 2015 году - создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности:

- введены «налоговые каникулы» для индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и применяющих упрощенную или патентную системы налогообложения;

- расширен перечень видов деятельности патентной системы налогообложения на 15 новых видов деятельности;

- снижена налоговая ставка для плательщиков упрощенной системы налогообложения, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области.

 

В целях повышения эффективности мобилизации собственных доходов на областном и муниципальном уровнях активизировалась работа Координационных советов при участии представителей компетентных федеральных служб.

В результате дополнительно поступило 9,5 млрд. рублей.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2015 году составили - 38,9 млрд. рублей.

Целевые средства составили 25,8 млрд. рублей. По сравнению с первоначальным планом в процессе исполнения бюджета 2015 года в результате действенной работы Правительства Ростовской области с федеральными министерствами и ведомствами, во взаимодействии с федеральным и областным депутатским корпусом, членами Совета Федерации дополнительно поступили средства в размере 12,5 млрд. рублей.

Поступление дотаций составило - 13,0 млрд. рублей.

В связи с ежегодным наращиванием собственных доходов консолидированного бюджета и сохранением уровня финансовой поддержки федерального бюджета продолжается снижение дотационности и Ростовская область третий год находится в числе низкодотационных регионов страны (доля дотаций по итогам 2015 года - 8,1%, в 2010 – 19,8%, в 2011 – 21,9%).

Принятые в 2015 году адекватные новой экономической ситуации меры по наполняемости Донской казны, увеличению бюджетных доходов на фоне роста экономики и стабильности налоговых условий, позволило реализовать поставленные задачи.

 

  • Расходы консолидированного бюджета Ростовской области исполнены в объёме 185,4 млрд. рублей, с ростом на 5,1 процента (при росте в целом по субъектам Российской Федерации на 1,4 процента и по ЮФО на 0,9 процента).

Исполнение областного бюджета по расходам составило 149,9 млрд. рублей, что на 9,9 млрд. рублей или на 7,1 процента выше уровня 2014 года.

Областной бюджет 2015 года сформирован и исполнен в программной структуре расходов на основе 21 государственной программы Ростовской области.

Они были направлены на поступательное развитие социальной сферы, агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, обеспечение населения области жильем, связью и телекоммуникациями.

На реализацию государственных программ направлено в 2015 году 140,3 млрд. рублей или 93,6 процента всех расходов областного бюджета.

Вместе с тем, были приняты дополнительные меры по обеспечению сбалансированности бюджета, утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В рамках его реализации была проведена инвентаризация и переформатирование расходов на сумму 1,6 млрд. рублей.

 

Решения по оптимизации, повышению эффективности расходов, ответственный подход к текущим обязательствам способствовали подстройке экономики к новым условиям, гарантировали безусловность исполнения социальных обязательств перед населением, создавали задел для обеспечения инвестиционных планов Ростовской области.

Исполнение областного бюджета организовано с 38 главными распорядителями средств областного бюджета, 49 главными администраторами доходов областного бюджета.

За счет финансового обеспечения из областного бюджета осуществляли свою деятельность 481 государственное и более 2,5 тысяч муниципальных учреждений Ростовской области. Обеспечена координация деятельности по исполнению местных бюджетов 463 финансовых органов муниципальных образований Ростовской области.

Приоритетное направление средств обеспечено на отрасли социально-культурной сферы.  Из консолидированного бюджета на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру и спорт выделено 125,6 млрд. рублей, в том числе областной бюджет – 100,4 млрд. рублей.

В сравнении со среднероссийскими показателями доля расходов социальной направленности (67,7 %) превышает показатели как по субъектам ЮФО (67,3 %), так и в целом среднее значение по всем субъектам РФ (61,5 %).

 

На реализацию мероприятий по программным указам Президента Российской Федерации в 2015 году направлено средств консолидированного бюджета в сумме 13,2 млрд. рублей, в том числе средств областного бюджета – 10,9 млрд. рублей, из них на повышение оплаты труда отдельным категориям работников более 1,5 млрд. рублей.

По данным федерального статистического наблюдения по всем 12 категориям работников бюджетного сектора экономики достигнутый уровень средней заработной платы в 2015 году превысил прогнозные показатели.

В первоочередном порядке бюджетные средства выделялись наиболее нуждающимся в поддержке государства социально уязвимым категориям населения. На эти цели в 2015 году направлено 24,3 млрд. рублей. За счет этих средств была оказана социальная поддержка более 1,4 млн. человек.

Продолжено обеспечение льготным жильем отдельных категорий граждан. В 2015 году это 1784 семьи или 2847 человек. Расходы на указанные цели составили 4,1 млрд. рублей.

Ощутимый прирост расходов областного бюджета обеспечен в здравоохранении (почти 1,0 млрд. рублей к 2014 году, общие расходы -24,6 млрд. рублей) и образовании (2,0 млрд. рублей, общие расходы - 38,0 млрд. рублей).

Наряду с социальными расходами особое внимание в отчетном году уделялось формированию институтов развития, вложениям в инфраструктуру, государственной поддержке отдельных отраслей экономики.

 

Темп роста расходов капитального характера консолидированного бюджета области по сравнению с 2014 годом составил 116,3 процента (в целом по субъектам Российской Федерации снижение к 2014 году - 93,9 процента). По объему капитальных расходов Ростовская область второй год занимает первое место среди субъектов ЮФО.

Бюджет развития областного бюджета, включая расходы на субсидирование процентов по инвестиционным кредитам, финансовую поддержку мероприятий государственно-частного партнерства и налоговые расходы, составил 26,8 млрд. рублей.

За счет указанных средств осуществлялись строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов социальной направленности, инженерной и транспортной инфраструктуры. В том числе расходы на подготовку к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу составили 5,3 млрд. рублей.

На развитие жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году направлено 5,0 млрд. рублей.

Данные средства позволили выполнить значительный объем работ по строительству, реконструкции, капремонту водопроводных сетей и канализации на общую сумму 2,7 млрд. рублей.

Продолжена государственная поддержка капитального ремонта многоквартирных домов, областной бюджет выделил на эти цели около полумиллиарда рублей. Проведены работы по повышению эксплуатационной надежности жилых домов г. Волгодонска.

В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги выше предельных индексов направлено 538 млн. рублей.

 

Продолжилась поддержка сельских территорий. Так на проектирование, строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и газификации, комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку направлено 253,0 млн. рублей.

В 2015 году продолжена работа по строительству и реконструкции объектов социальной направленности, здравоохранения, культуры и искусства.

Расходы на дорожную деятельность (строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог) в 2015 году, осуществляемые за счет средств дорожного фонда Ростовской области, составили 16,2 млрд. рублей, из которых 7,8 млрд. рублей направлены муниципальным образованиям области в виде межбюджетных трансфертов.

На государственную поддержку региональной экономики в 2015 году из областного бюджета направлено 7,9 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 6,1 млрд. рублей.

Приоритетным направлением в отчетном году оставалась поддержка сельскохозяйственного производства. В 2015 году на поддержку агропромышленного комплекса направлено 6,9 млрд. рублей, в том числе за счет федеральных средств – 5,6 млрд. рублей. Это позволило предоставить субсидии по различным направлениям около десяти тысячам сельхозтоваропроизводителей Ростовской области.

Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями являются одним из приоритетов бюджетной политики в Ростовской области.

 

В 2015 году из областного бюджета выделено 81,1 млрд. рублей межбюджетных трансфертов по 134 направлениям с приростом к уровню 2014 года на 7,1 млрд. рублей или 9,6 процента. Их удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета составил 54,1 процента.

Удельный вес межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам муниципальных образований в общих расходах областного бюджета составил – 3,9 процента при среднероссийском показателе – 3,0 процента, среднем по субъектам ЮФО – 2,5 процента.

В целях ограничения расходов аппарата управления Правительством России был установлен норматив на содержание органов государственной власти для Ростовской области - 3,1 процента от общей суммы собственных доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

По результатам исполнения областного бюджета доля этих расходов не превысила 2,56 процента.

Достижению этого показателя способствовала проводимая работа по применению традиционно жесткого подхода к планированию и исполнению расходов на содержание аппарата управления.

  • Дефицит консолидированного бюджета составил 14,6 млрд. рублей и был обеспечен реальными источниками покрытия.

    В том числе дефицит областного бюджета - 13,5 млрд. рублей.

Основными источниками покрытия дефицита выступили кредиты кредитных организаций в объеме 14,4 млрд. рублей.

Из федерального бюджета получен бюджетный кредит для обеспечения сбалансированности областного бюджета в объеме 2,3 млрд. рублей по льготной ставке 0,1 процента годовых и погашением в 2017-2018 годах.

Одновременно погашены долговые обязательства перед банками в сумме 2,3 млрд. рублей и перед федеральным бюджетом в сумме 126,8 млн. рублей, а также реструктурирована задолженность по бюджетному кредиту, полученному в 2010 году для строительства автомобильных дорог, срок возврата заемных средств перенесен с 2015 года на 2025-2034 годы.

В 2015 году из областного бюджета бюджетам муниципальных образований выделено бюджетных  кредитов на общую сумму 1,3 млрд. рублей, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов в объеме 497,0 млн. рублей и для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов в объеме 786,7 млн. рублей с погашением до 3-х лет под 0,1 процента годовых.

В прошлом году, Правительством области традиционно проводилась взвешенная долговая политика.

Государственный долг Ростовской области на 1 января 2016 года составил 41,2 млрд. рублей или 42,6 процента от предельной величины, установленной бюджетным законодательством страны, на сегодня 41,1 млрд. рублей или 39,6 процента за счет курсовой разницы.

Для сравнения аналогичный среднероссийский показатель среди регионов - получателей дотаций составил 63%, а по ЮФО – 79,6 %.

Расходы на обслуживание государственного долга Ростовской области составили менее 2 % всех расходов областного бюджета.

 

В результате привлечения заемных средств по мере необходимости (в декабре 2015 года для предотвращения кассового разрыва), снижения процентной ставки по итогам торгов, реструктуризации задолженности по федеральному бюджетному кредиту, экономия расходов на обслуживание государственного долга в 2015 году по сравнению с первоначально утвержденной суммой бюджетных ассигнований составила 723,1 млн. рублей.

Исполнение бюджета осуществлено по предусмотренным Бюджетным кодексом РФ единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных процедур и ограничений.

Просроченная кредиторская задолженность по областному и местным бюджетам отсутствует.

Принятые меры по повышению бюджетной дисциплины, санкционированию расходов, управлению ликвидностью счета областного бюджета позволили существенно повысить уровень и равномерность освоения средств областного бюджета.

В целом по результатам 2015 года расходы исполнены на 95,6 процента к плану при 91,2 процента в 2014 году.

Одновременно обеспечено более равномерное расходование бюджетных средств в течение года. Это способствовало облегчению «бюджетного навеса» в условиях завершения финансового года.

 

Уважаемые депутаты!

 

2015 финансовый год завершен, итоги подведены. Но перед нами остается важная задача, поставленная Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию - обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета в новых экономических условиях.

Представленный Правительством области проект областного закона «Об отчете об исполнении бюджета за 2015 год» подтверждает, что бюджетная система Ростовской области в целом прошла проверку на прочность.

Доклад окончен!

Прошу поддержать законопроект.