На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: суббота 19 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Доклад Заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Л.В. Федотовой на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, запланированном к проведению в рамках Дней Ростовской области в Совете Федерации 26.09.2016 в 14-00

На тему: «О повышении эффективности бюджетной политики и устойчивости региональных финансов»

 

Уважаемый Сергей Николаевич!

Уважаемые члены комитета и  участники заседания!

 

Наш регион является одной из успешно развивающихся территорий Юга России, в чем, надеюсь, в рамках Дней Ростовской области вы убедитесь.

Степь донская - душа широкая! Область Ростовская - сердце могучее!

И, понимая, что финансы – кровеносная система государства, Ростовская область постоянно работает над совершенствованием бюджетного процесса с учетом федеральных установок и рекомендаций.

Наш бюджет составляет 172,8 млрд. рублей и входит в число 11 крупнейших региональных бюджетов Российской Федерации.

Цель бюджетной политики Ростовской области - улучшение качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики и сбалансированность бюджета.

За последние пять лет Правительством области обеспечена позитивная динамика налоговых и неналоговых доходов. Рост - 47,4 млрд. рублей или 156,0 % к факту 2010 года (среднероссийский показатель  роста - 152,4 % и по ЮФО – 150,6 %).

Этот результат достигнут, прежде всего, за счет стимулирования развития налогового потенциала региона.

Подтверждением этому служат итоговые показатели социально-экономического развития за 2015 год. Они превысили среднероссийские значения. Валовой региональный продукт вырос на 4,0 % (в целом по России наблюдается снижение ВРП на 3,7 %). Индекс промышленного производства - 154,6 %, существенно превысив среднероссийский уровень (96,6 %).

По итогам 2015 года доходы в целом превысили 170,8 млрд. рублей. Собственные налоговые и неналоговые доходы являются основными доходными источниками и составляют 2/3 всех поступлений.

Поступательное развитие доходной базы способствовало снижению дотационности при сохранении доли целевых средств из федерального бюджета. В течение трех последних отчетных лет доля дотаций не превышает 10 % и позволяет находиться в группе низкодотационных регионов страны. В 2010 году дотационность составляла 19,8 %.

По итогам 2015 года Ростовская область – в числе 37 субъектов РФ, передающих доходы в пользу федерального бюджета с ростом, опережающим безвозмездные поступления из федерального бюджета.

Финансовая поддержка из федерального бюджета предоставлена в объеме – 40,7 млрд. рублей.

Перечисления с территории Ростовской области в федеральный бюджет составили 55 млрд. рублей, с ростом к 2014 году на 106%.

В 2011 году передаваемые средства из Ростовской области составляли 86 % от уровня федеральных поступлений, в 2015 - 135%.

 Сравнивая аналогичные показатели за пять лет, можно в этом понимании отметить, что Ростовская область стала «регионом донором».

Вместе с тем, если 5 лет назад с помощью федеральной поддержки уровень расчетной бюджетной обеспеченности региона выравнивали с 60% до 70% от среднероссийского, сегодня 70% бюджетной обеспеченности область обеспечивает за счет роста собственного налогового потенциала, а с федеральной дотацией она увеличилась до 76%.

  • Бюджет формируется в программной структуре на основе 21 государственной программы. Программные расходы – 93,6 %.
  • Приоритетное направление - социальная сфера. На эти цели в 2015 году направлено 125,6 млрд. рублей, или 67,7 процента всех расходов (среднероссийский показатель -61,5 %).
  • Госдолг на 1 января 2016 года - 41,2 млрд. рублей или 42,6 процента от предельной величины, установленной бюджетным законодательством РФ (среднероссийский показатель среди регионов - получателей дотаций – 63 процента, по ЮФО – 79,6 процента).

На 01.09.2016 госдолг – 41,1 млрд. рублей или 39,0 процентов.

В текущем году Ростовская область осуществила замещение рыночных заимствований федеральными бюджетными кредитами в объеме 6,5 млрд. рублей. Бюджетные кредиты из федерального бюджета предоставляются на жестких условиях в части ограничения дефицита бюджета не более 10 процентов, уровня государственного долга – в пределах 50 процентов.

Тем не менее, федеральные средства, предоставляемые на возвратной основе, являются реальным способом сбалансировать бюджет и уменьшить расходы на обслуживание государственного долга. Экономия по расходам на обслуживание госдолга за счет замещения рыночных заимствований в 2016 году составит 276 млн. рублей.

Вместе с тем, за счет взвешенной бюджетной политики и непривлечения банковских кредитов за истекший период 2016 года оптимизированы расходы на обслуживание госдолга в сумме 399,8 млн. рублей.

Важным условием устойчивости бюджетной системы является проведение сдержанной политики в области расходов.

В рамках реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ростовской области проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности и оптимизации структуры бюджетных расходов.

При формировании бюджета принимаются упреждающие меры: с 2015 года объем дефицита планируется - на уровне 10%, расходы - с учетом инвентаризации и приоритизации расходных полномочий.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации  от 4 декабря 2014 года ежегодно осуществляется дополнительное сокращение расходов на 5 % в реальном выражении за исключением социально и законодательно защищенных статей.

В текущем году проведено переформатирование расходов областного бюджета в сумме 7,8 млрд. рублей, в том числе с учетом мер по оптимизации.

Сокращены расходы на аппарат в сумме 226,5 млн. рублей в связи с оптимизацией структуры, сокращением штатной численности и количества органов государственной власти.

В целом расходы на обеспечение деятельности аппарата управления органов государственной власти Ростовской области традиционно сдержанные.

В соответствии с Приказом Министерства финансов России
(от 27.10.2015 № 407) норматив этих расходов установлен - 2,8.

В бюджете аппаратные расходы составляют  -  3,5 млрд.  рублей, что составляет 2,4 от установленного норматива. Расчетная экономия - 655,3 млн. рублей.

Ростовская область активно работает над повышением качества и доступности государственных и муниципальных услуг для населения.

На основании принятых на федеральном уровне решений на территории Ростовской области сформирована сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В настоящее время на территории Ростовской области МФЦ открыты во всех 55 муниципальных районах и городских округах.

Создано 296 центра доступа к МФЦ, 1 449 окна по обслуживанию заявителей. Штатная численность работников МФЦ составляет - 1 782,6 единиц.

Объем средств консолидированного бюджета направленных на создание и развитие сети МФЦ в 2011-2014 годах составил 1,2 млрд. рублей.

В текущем году на содержание данной сети направляется порядка 789,8 млн. рублей.

Вместе с тем, передача с 2015 года в бюджеты субъектов РФ государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных услуг, по нормативу 50 процентов, не покрывает расходов регионального и муниципальных бюджетов, направляемых на содержание данной сети.

Достижение основной цели бюджетной политики области -обеспечение устойчивости бюджета области, выполнение принятых обязательств перед гражданами, развитие человеческого капитала.

Обеспечение стабильности в достижении этих целей потребует дополнительных мер повышения эффективности бюджетной политики.

 

1. Необходимость наращивания налогового потенциала.

  • В этой связи вызывает опасение - перенос срока уплаты имущественных налогов физических лиц на 1 декабря.

 Это бюджетообразующие доходы муниципалитетов (40 % собственных доходов городских и сельских поселений и 26 % городских округов).

Установленный срок уплаты имущественных налогов «1 декабря» приводит к неравномерной наполняемости местных бюджетов и отсутствию средств в достаточном объеме для своевременного исполнения принятых расходных обязательств.

Муниципальные образования вынуждены обращаться за оказанием финансовой помощи либо за бюджетными кредитами в целях избежания кассовых разрывов.

Перенос срока уплаты имущественных налогов на 1 октября года позволит обеспечить своевременную наполняемость местных бюджетов, а также принятие полного комплекса мер административного воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

2. Финансовое обеспечение полномочий, преданных на региональный уровень.

Разграничение полномочий регулируется Федеральным законом № 184-ФЗ. Количество собственных полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения насчитывает более ста полномочий.

На этом фоне все острее проявляется проблема принятия на федеральном уровне дополнительных расходных полномочий субъектов РФ и законов, приводящих кувеличению расходов бюджетов субъектов.

К примеру,Бюджетным кодексом РФ установлено, что если принимается правовой акт, предусматривающий увеличение существующих расходных обязательств или введение новых расходных обязательств, он должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых расходных обязательств, а также в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты.

Однако 2 июня 2016 года принят Федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда с 01.07.2016 до 7 500 рублей. Для его исполнения потребуются дополнительные средства регионального бюджета уже в текущем году.

Предлагается ограничить принятие федеральными органами власти решений в течение финансового года по наделению субъектов РФ новыми расходными полномочиями, не обеспеченными источниками покрытия или предусматривать компенсацию из федерального бюджета на их реализацию.

3. Установление критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, за счет средств бюджета субъекта родителям (законным представителям) предоставляется компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.

При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать критерии нуждаемости.

Методическое обеспечение оценки нуждаемости и установления критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

До настоящего времени  указанные методические рекомендации не разработаны.

Необходимо разработать методические рекомендации по предоставлению мер социальной поддержки на принципах оценки нуждаемости, в том числе разработать нормативную правовую базу, устанавливающую механизмы и методические основы осуществления оценки имущественной и финансовой обеспеченности граждан.

4. В отношении ранее принятых мер поддержки населения.

В 2015 году в Ростовской области изменены условия предоставления вновь назначаемых льгот для определенной категории граждан.

Федеральным законом от 22.08.2004  № 122‑ФЗ  (статья 153), установлено, что при принятии субъектами РФ нормативных правовых актов должно соблюдаться условие, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, предоставляемых до 31 декабря 2004 года, на федеральном уровне не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как результат, органы государственной власти субъекта РФ не вправе менять условия предоставления льгот (в части их ужесточения и введения оценки нуждаемости) по ранее установленным мерам социальной поддержки для определенной категории граждан.

В связи с этим предлагается пересмотреть нормы Федеральный закон от 22.08.2004 № 122‑ФЗ по данному вопросу.

5. Относительно вопроса уплаты страховых взносов на неработающее население.

Второй год подряд в областном бюджете предусматривается на эти цели неизменная сумма 16,0 млрд. рублей, что составляет более 10% всех расходов областного бюджета.

Существует опасение, что действующая методика определения потребности не позволяет вычленить из состава неработающего населения контингент силовых структур (военнослужащих и приравненных к ним лиц).

Кроме того, вызывает беспокойство тот факт, что на плечи бюджета ложится нагрузка уплаты взноса за трудоспособное население, которое не задействовано ни в одном секторе экономики.

6. Определение единых уровней софинансирования межбюджетных субсидийдля субъектов Российской Федерации.

В Ростовской области средний уровень софинансирования межбюджетных субсидий федерального бюджета в 2016 году составляет 65 % - федеральный бюджет и 35 % - региональный бюджет.По отдельным видам субсидий - 5% до 92 % соответственно.

При неизменном уровне бюджетной обеспеченности разные федеральные ведомства устанавливают различные подходы к определению уровня федеральной помощи региональным бюджетам.

Минсельхоз России по некоторым направлениям поддержки определяет объем помощи исходя из уровня 91,6%, 95%, а по отдельным -33,9%. Минздрав - 18,5% и 31,9%, Минкультуры - 8% и 2%.

Предлагается рассмотреть возможность установить единые (базовые) уровни софинансирования для субъектов РФ с корректировкой на уровень их расчетной бюджетной обеспеченности.

 

Уважаемые коллеги!

Мной озвучены ряд предложений, которые позволят сбалансировать бюджет Ростовской области и возможно в целом региональные бюджеты.

Вместе с тем, нельзя не видеть и не поддерживать усилия Правительства РФ, Совета Федерации по выработке новых основ государственной политики регионального развития, ее бюджетной составляющей.

Как отметила Валентина Ивановна Матвиенко на заседании Совета Безопасности РФ при Президенте РФ 22.09.2016, налоговая и финансово-бюджетная политика должна строиться таким образом, чтобы уменьшить эти разрывы и создать условия для развития каждого региона.

Эта работа, безусловно, должна быть подкреплена усилиями регионов, в том числе Ростовской области, которая планомерно работает над повышением эффективности расходов, наращиванием налогового потенциала, увеличением сбалансированности бюджета.