На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: пятница 24 мая 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Тезисы заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой к публичным слушаниям по проекту областного закона «Об отчёте об исполнении областного бюджета за 2012 год»

Уважаемый Сергей Иванович!

Виктор Ефимович!

Уважаемые участники публичных слушаний!

В недавно обнародованном (13 июня 2013 года) Бюджетном послании Президента России уже на новый бюджетный цикл 2014-2016 годов указано на необходимость повышения прозрачности бюджетного процесса. Позвольте цитату: «Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса».

Действительно, бюджет Ростовской области и отчёт о его исполнении принимается в виде закона и содержит большой объём финансовых показателей, требующих специальных знаний в области экономики и финансов и достаточно сложных для всеобщего понимания.

Безусловно, эти законы публичны, ознакомиться с ними можно в областной газете «Наше время», они размещаются в сети интернет. На регулярной основе также публикуется оперативная отчетность. Сегодня Вам роздан и размещен на официальном сайте министерства финансов Ростовской области информационно-справочный материал по годовому отчету, так называемый «бюджет для граждан».

Вместе с тем, в целях разъяснения основных результатов исполнения главного финансового документа второй год подряд в Ростовской области взято за правило проводить публичные слушания по отчёту об исполнении бюджета.

В 2012 году бюджетная политика в целом была направлена на решение социально-экономических задач. В первую очередь поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, его майских указах, основных направлениях бюджетной политики Ростовской области, утвержденных Губернатором.

Это - обеспечение долгосрочной устойчивости бюджетной системы и повышение эффективности управления общественными финансами.

Бюджетная политика – ключевое звено жизни Ростовской области. Бюджет области принимается для исполнения обязательств перед жителями Донского края. Заложенные в нем параметры обеспечили в прошлом году законодательно установленный уровень социальной защиты граждан, способствовали развитию социально-культурной сферы, улучшению дорожного и жилищно-коммунального хозяйства, повышению деловой активности предприятий и сельхозтоваропроизводителей.

Усилия Правительства области, его экономического блока, всех участников бюджетного процесса, а это - 41 главный распорядитель бюджетных средств, областные министерства и ведомства, 463 муниципальных финансовых органа, более 4,6 тысяч учреждений, были направлены на получение положительного результата в исполнении консолидированного бюджета Ростовской области.

По факту все его ключевые показатели имеют положительную динамику, как к уровню прошлого года, так и в сравнении со среднероссийскими показателями.

Общий объем доходов областного и муниципальных бюджетов - 152,5 млрд. рублей, дополнительно к 2011 году получено более 18,2 млрд. рублей. Рост - 13,5 процентов. Для сравнения в целом по Российской Федерации доходы регионов выросли лишь на 5 процентов.

Эти средства стали источником финансирования увеличившихся бюджетных расходов, общая сумма которых также превысила 152 млрд. рублей.

Бюджет исполнен с профицитом, объем государственного долга снижен.

Этим результатам способствовали:

  • активная реализация областной программы по повышению эффективности бюджетных расходов;
  • программно-целевой метод бюджетирования, ориентированного на результат;
  • формирование нового механизма обеспечения бюджетных услуг и реформа учреждений в рамках Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ;
  • совершенствование бюджетных технологий, контроля и отчетности, межбюджетных отношений;
  • взвешенная долговая политика.

Основа бюджета - его доходы и прежде всего собственные источники, без учета финансовой поддержки из Федерации. Их объем составил 115,6 млрд. рублей или три четверти всех поступлений.

По итогам 2012 года прирост собственных доходов составил более 20 млрд. рублей или 21 процент. В сравнении со среднероссийскими темпами мы превысили показатели прироста в два раза (в целом по субъектам РФ - 10,0 процентов).

Вместе с тем, наращивание собственной доходной базы обеспечено не за счет увеличения налоговой нагрузки. Кстати, в ряде случаев она у нас является «льготной», например, для социально незащищенной категории граждан, инвесторов, малого бизнеса.

Такой рост доходов стал возможен исключительно в результате динамичного развития экономики Дона. Назову лишь несколько цифр. Рост индекса промышленного производства к уровню 2011 года составил 106,5%, в целом по России - 102,6%. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал - 113,7%, по России - 106,6%.

Кроме того, Правительством области был реализован ряд предусмотренных налоговой и бюджетной политикой мер, направленных на улучшение инвестиционного климата.

Вновь введенная льгота по налогу на имущество в виде полного освобождения для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с объемом капитальных вложений от 300 млн. рублей помогла привлечь в прошлом году инвестиции на общую сумму 2,8 млрд. рублей.

Принят комплексный Областной закон о региональных налогах для упрощения и облегчения его практического применения налогоплательщиками.

Развитию экономики способствовала государственная поддержка предприятий и организаций реального сектора экономики, включая агропромышленный комплекс. На эти цели направлено 6,7 млрд. рублей.

В значительной мере эта поддержка осуществлялась путем предоставления предприятиям и организациям субсидий на возмещение части затрат, связанных с их деятельностью. Одно из основных направлений - предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на инвестиционные цели. На это выделено 1,8 млрд. рублей, что позволило привлечь только сельхозтоваропроизводителям инвестиционных кредитов на сумму 21,9 млрд. рублей.

Бюджетные доходы в прошлом году на четверть были сформированы за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Они составили 37,5 млрд. рублей или 102,0 процента к плану.

Наряду с сокращением дотационности области с 21,9 процента в 2011 году до 17,6 процента в 2012 году, объем целевой финансовой поддержки сопоставим с уровнем прошлых лет и имеет тенденцию к увеличению.

Целевые межбюджетные трансферты поступили в бюджет в объеме 27,1 млрд. рублей.

В результате действенных мер по привлечению средств федерации их объем в ходе исполнения бюджета увеличился в 2,6 раза. При поддержке депутатского корпуса в бюджет было внесено 9 поправок, которые в результате бюджетного маневра позволили обеспечить надлежащий уровень софинансирования. Данные целевые средства были направлены на развитие социальной сферы, сельского хозяйства, реализацию инвестиционных проектов, модернизацию ЖКХ.

Уважаемые участники публичных слушаний!

В 2012 году в Ростовской области приняты дальнейшие меры по приоритезации структуры бюджетных расходов и увеличения доли средств, направляемых на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.

Мои коллеги - члены Правительства в своих выступлениях доведут до Вас информацию об исполнении бюджета в бюджетоемких отраслях.

Остановлюсь на ключевых, наиболее значимых бюджетных расходах.

Приоритет бюджетной политики - социальная сфера, обеспечение населения области бюджетными услугами, адресная социальная защита.

На эти цели направлено 106,9 млрд. рублей или более 70 процентов всех расходов.

Что, а точнее кто стоит за этими цифрами?

Более миллиона четырехсот тысяч жителей получили социальную поддержку, в том числе инвалиды, ветераны, многодетные семьи.

Образовательные услуги общего и дополнительного образования предоставлены тремстам семидесяти девяти тысячам учащихся. Дошкольным образованием охвачено 131,4 тыс. детей.

Стационарная медицинская помощь оказана в объеме более 10 млн. койко-дней, скорую помощь получили более полутора миллиона человек, высокотехнологичную помощь - 14 222 пациента.

Музеи посетили более 1,3 млн. человек, 2,5 млн. документов выдано государственными библиотеками.

И это только наиболее укрупненные сетевые показатели результатов надлежащего финансового обеспечения социальной сферы Ростовской области.

Вместе с тем, ключевой фигурой в сфере оказания услуг населению остается работник бюджетного сектора экономики. Улучшение его социального самочувствия - одна из ключевых тем майских указов Президента России.

В этих целях по инициативе Губернатора области с 1 сентября прошлого года были в упреждающем порядке увеличены на 30 процентов должностные оклады низкооплачиваемым работникам учреждений социальной сферы. На это направлено из областного бюджета более 900 млн. рублей. С 1 октября 2012 года на 6 процентов была увеличена заработная плата остальным работникам государственных учреждений бюджетной сферы.

Зарплата педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая учителей, была доведена до средней по экономике региона.

В отчетном году существенно увеличена инвестиционная составляющая бюджета. Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и приобретение основных средств за счет средств областного бюджета составили 7,5 млрд. рублей и возросли к уровню 2011 года практически на 30 процентов.

Были продолжены при поддержке федерального бюджета крупномасштабные мероприятия по модернизации здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства.

Дан старт Губернаторской программе расширения сети дошкольных учреждений с целью полной ликвидации очередности.

В декабре начаты работы по проектированию строительства стадиона на 45 тыс. зрителей в левобережной зоне г.Ростова-на-Дону в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Вновь созданный региональный дорожный фонд позволил значительно увеличить финансирование Донского дорожного хозяйства. На эти цели направлено 8,5 млрд. рублей, что в 1,5 раза превышает уровень 2011 года.

В целом расходы консолидированного бюджета на капитальные вложения в основные фонды составили 19,7 млрд. рублей, или 12,9 процента всех расходов бюджета.

В отчетном году была продолжена начатая в 2011 году работа по двум крупным проектам - созданию на территории Ростовской области противопожарной службы и сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях противопожарного прикрытия сельских населенных пунктов за два года создано 36 пожарных частей, на что из областного бюджета направлено 323,1 млн. рублей.

На поэтапное создание на территории области сети многофункциональных центров в течение двух лет выделено 143,1 млн. рублей для создания 45-ти МФЦ. С 2012 года услуги МФЦ доступны для жителей 55 муниципальных образований области.

Главными итогами прошлого года в сфере межбюджетных отношений стали стабильность финансовой системы Ростовской области, сбалансированность местных бюджетов, отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

В отчетном году местным бюджетам предоставлено 60 млрд. рублей межбюджетных трансфертов по 141 направлению поддержки, а это более половины всех расходов областного бюджета, с приростом к 2011 году более чем на 6 млрд. рублей.

В отчетном году впервые по решению Губернатора области восьми лучшим муниципальным образованиям в управлении бюджетным процессом за 2011 год предоставлены гранты в общем объеме 25,0 млн. рублей.

Государственный долг Ростовской области на 1 января 2013 года составил 9,9 млрд. рублей, что составляет 12,7 процента от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации. Для сравнения аналогичный среднероссийский показатель за 2012 год составлял 26 процентов, а по ЮФО – 45 процентов. Среди субъектов ЮФО данный показатель Ростовской области является наименьшим.

По итогам прошлого года государственный долг Ростовской области не только не вырос, а снизился на 0,5 млрд. рублей.

Подводя итоги исполнения бюджета 2012 года нужно отметить результаты, достигнутые Ростовской областью и получившие положительную оценку на федеральном уровне.

Два года подряд, Министерством финансов России присваивается Ростовской области высшая 1 степень качества управления региональными финансами. Организация бюджетного процесса соответствует всем требованиям бюджетного законодательства. Соблюдаются нормы и ограничения, установленные Бюджетным кодексом России, а также норматив на содержание органов государственной власти.

По результатам мониторинга, проводимого Минэкономразвития России по переходу регионов на межведомственное взаимодействие, Ростовская область ежегодно с 2010 года входит в перечень регионов-лидеров в темпах открытия МФЦ.

Среди отдельных достижений премирование дипломом второй степени Семикаракорского сельского поселения за участие во Всероссийском конкурсе «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России».

Высокие достижения показали в 2012 году спортсмены Дона, принявшие участие в летних олимпийских играх в Лондоне, в общей сложности на международных соревнованиях завоевано 77 медалей, 23 -золотых, 27- серебряных и столько же бронзовых.

Лучшие свои качества продемонстрировали воспитанники Белокалитвинского казачьего кадетского корпуса имени Матвея Платова и Аксайского казачьего кадетского корпуса имени Данилы Ефремова, занявшие первое и второе места во Всероссийском смотре-конкурсе «Лучший кадетский корпус».

Опыт по лекарственному обеспечению льготников и взаимодействие медиков, общественности и бизнеса при лечении больных сахарным диабетом положительно отмечены как лучшие на всероссийском уровне и рекомендованы для внедрения в других регионах России.

Законопроект «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2012 год» подготовлен и представлен в Законодательное Собрание Ростовской области в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством. По результатам рассмотрения отчета об исполнении бюджета за 2012 год Контрольно-счетной палатой Ростовской области в целом дано положительное заключение. В установленном порядке представлены заключения Прокуратуры Ростовской области, Главного управления Министерства юстиции РФ по Ростовской области, Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области.

Надеюсь, что сегодняшние слушания будут способствовать открытости бюджетной политики. Они дают возможность в доступной форме информировать жителей о достигнутых результатах использования бюджетных средств и учитывать мнение гражданского общества при осуществлении бюджетного процесса.

 

 

Доклад окончен!

Благодарю за внимание!