На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: понедельник 21 октября 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Тезисы выступления заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой на совещании по вопросам «Об основных подходах к формированию бюджета на 2014 - 2016 годы и о разработке проекта государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами»

Основные подходы к формированию бюджета Ростовской области сформированы на основе:

  • Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах от 13.06.2013 г.;
  • основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов;
  • постановления Правительства Ростовской области от 04.09.2013 № 553 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2014-2016 годы».

Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ростовской области, в числе основных:

  • улучшение условий жизни населения области;
  • достижение устойчивых темпов экономического роста.

Основные цели, поставленные Бюджетным посланием Президента Российской Федерации – обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, безусловное выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.

Достижению данных целей будут способствовать:

  • развитие стратегического планирования;
  • укрепление налогового потенциала области;
  • формирование и исполнение областного и местных бюджетов на основе государственных и муниципальных программ;
  • жесткое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов;
  • эффективное использование бюджетных ресурсов.

Государственные программы Ростовской области будут являться основными инструментами достижения целей региональной государственной политики, основа для долгосрочного бюджетного планирования. Они станут механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.

В целях создания условий для формирования и реализации с 1 января 2014 года государственных программ 18 июля текущего года внесены изменения в Областной закон «О бюджетном процессе в Ростовской области», подготовлена необходимая нормативная база для формирования областного бюджета на очередной трехлетний период 2014 – 2016 годов в программном формате. В том числе:

  • постановление Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области»;
  • распоряжение Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297 «Об утверждении перечня государственных программ Ростовской области»;
  • приказ министерства экономического развития Ростовской области от 15.08.2013 № 70 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Ростовской области».

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственных программах, должен соответствовать объему бюджетных ассигнований, установленному законом о бюджете на реализацию государственных программ на очередной финансовый год и плановый период.

В целях формирования бюджета на 2014-2016 годы в настоящее время министерством финансов Ростовской области готовится приказ о порядке применения бюджетной классификации. Основой для его разработки служит приказ Министерства финансов России от 01.07.2013 № 65н (размещен на сайте). Необходимо обратить внимание на принципиально новые подходы к формированию целевых статей расходов, а также изменения, внесенные в единый перечень видов расходов.

В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета необходимы разработка и принятие на период до 2030 года:

  • Долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ростовской области;
  • Бюджетной стратегии Ростовской области.

Данные документы будут разработаны на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных федеральных документах.

В целях укрепления налогового потенциала:

  • продолжится поддержка инвестиционной деятельности, повышения предпринимательской активности;
  • будут приниматься меры по сокращению убыточной деятельности в реальном секторе экономики, снижению задолженности по платежам в бюджет;
  • продолжится ежегодная оценка эффективности социальных, бюджетных, экономических стимулов расширения налоговой базы за счет установления законодательством Ростовской области налоговых льгот;
  • предусмотрено проведение оценки применения патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей на территории Ростовской области;
  • продолжится подготовительная работа по введению налога на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций.

Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета Ростовской области и снижением недоимки.

По налогу на прибыль организаций бюджетам муниципальных образований сохранен стабильный норматив отчислений в размере 5,5 процента.

Учтены выпадающие доходы, связанные с начислением амортизации по объектам амортизируемого имущества с момента их ввода в эксплуатацию, независимо от даты государственной регистрации. Это значительные потери для бюджета. Однако урегулирование порядка начисления амортизации дает возможность хозяйствующим субъектам значительно быстрее сформировать источник обновления основных средств и, следовательно, создает благоприятные условия для развития и расширения налоговой базы. Это существенный задел на перспективу.

В отличие от 2012 года, в текущем году снижен объем налога на прибыль организаций по итогам совокупного финансового результата хозяйственной деятельности консолидированных групп налогоплательщиков. Указанная динамика нашла отражение в проекте бюджета в виде выпадающих доходов. Отмечу, что 26 филиалов присоединены к 12 консолидированным группам налогоплательщиков, ответственные участники которых находятся за пределами области.

Выпадающие доходы бюджета по налогу на прибыль связаны также с предоставленным налогоплательщикам правом уменьшать налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде. Эта норма носит двойственный характер – сопряжена со значительными бюджетными потерями, но имеет существенную значимость для социально-экономической стабильности.

В целях поддержки населения в осуществлении социально значимых расходов федеральным законодательством внесен ряд изменений в правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, установленные статьей 220 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • получение в размере 2 млн.руб. имущественного налогового вычета родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями), осуществляющими новое строительство или приобретение за счет собственных средств имущества в собственность своих несовершеннолетних детей (в возрасте до 18 лет). Ранее такой вычет законодательством не предусматривался;
  • использование части предельно допустимой суммы, оставшейся после получения имущественного налогового вычета, при строительстве или покупке другого жилого объекта; получение вычета у нескольких работодателей; применение к объектам, оформленным на детей.

Кроме того, Государственной Думой в первом чтении принят проект закона о внесении изменений в статью 218 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих:

  • увеличение размеров детских вычетов по налогу на доходы физических лиц для родителей и усыновителей: вычет на второго ребенка повышается с 1,4 тысяч до 2 тысяч рублей, на третьего и каждого последующего – с 3 тысяч до 4 тысяч рублей, на каждого ребенка-инвалида – с 3 тысяч до 12 тысяч рублей. Максимальный порог совокупного дохода, при котором предоставляются стандартные детские вычеты, увеличится с 280 тысяч до 350 тысяч рублей;
  • расширение круга получателей стандартных налоговых вычетов на детей за счет включения в него супругов усыновителей.

Впервые, с 2014 года, для решения вопросов местного значения, связанных с финансовым обеспечением деятельности автомобильных дорог общего пользования, будут созданы муниципальные дорожные фонды. Эта норма закреплена статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Основным источником финансирования будут являться доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты в размере 10 процентов планируемой суммы консолидированного бюджета области. Поэтому доходная часть бюджета сформирована с учетом решения указанной задачи.

В связи с этим необходимо учесть следующее:

  • дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты утверждены Областным законом от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» (в редакции от 23.07.2013 № 1136-ЗС);
  • размеры дифференцированных нормативов увязаны с протяженностью автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований по данным статистической отчетности за 2012 год формы 3-ДГ (МО);
  • министерство финансов области направило примерный правовой акт о создании муниципальных дорожных фондов, который носит рекомендательный характер. Органам местного самоуправления необходимо до 1 января 2014 года принять соответствующие решения.

При формировании бюджета по региональным доходным источникам учтены следующие особенности.

По транспортному налогу учтены повышающие коэффициенты на дорогие легковые автомобили. Соответствующие изменения Налогового кодекса Российской Федерации будут введены в действие с 1 января 2014 года в рамках планируемого налогообложения престижного потребления. В зависимости от стоимости (от 3 до 15 и более млн.рублей) и времени выпуска легковых автомобилей (текущего года и с года выпуска которых прошло от 1 года до 20 и более лет), вводятся соответствующие коэффициенты – от 1,1 до 3. Повышающие коэффициенты будут применяться налоговыми органами при исчислении суммы налога.

Порядок расчета средней стоимости автомобилей определяется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которое подготовит список более чем 100 различных моделей автомобилей, ежегодно обновляя и размещая его на официальном сайте до 1 марта. По данным ГУ МВД России по Ростовской области на территории области зарегистрировано более 300 автомобилей, подпадающих под указанную категорию.

По налогу на имущество организаций в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исключено из налогообложения движимое имущество (машины, оборудование), принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Кроме того, с целью создания равных условий налогообложения поэтапно производится отмена региональных налоговых льгот по налогу на имущество организаций органам местного самоуправления: с 2013 года - финансируемым из областного бюджета, а также бюджетов муниципальных районов и городских округов; с 2014 года - финансируемым из бюджетов сельских и городских поселений. Уплата налога будет осуществляться по ставке 2,2 процента.

Существенным источником доходов местных бюджетов является земельный налог. С 2013 года отменена льгота по землям, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, как показывает практика, не все ведомства, потенциально владеющие этими землями, готовы платить налог. Поэтому министерство финансов области прорабатывает указанный вопрос с заинтересованными ведомствами.

Что касается налога на недвижимое имущество. На федеральном уровне вопрос его введения продлевается до 2018 года. Несмотря на это, подготовка к введению налога в области ведется. На основании данных, представленных Управлением Росреестра по Ростовской области, утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Однако полученные сведения не позволяют идентифицировать объекты налогообложения. Поэтому работа предстоит большая.

С 2013 года в связи с введением в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 26.5, на территории Ростовской области введена патентная система налогообложения, которая имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими режимами налогообложения, создает налоговые условия для развития и легализации предпринимательской деятельности, увеличения доходов местных бюджетов.

Разработка областного закона осуществлялась в открытом и общедоступном режиме. Для обсуждения и предложений проект закона был размещен в сети интернет, встречи с предпринимателями были проведены во всех муниципальных образованиях. Учтены пожелания малого бизнеса. Перечень обязательных видов деятельности был расширен еще шестью видами предпринимательской деятельности.

Однако введение патента совпало по времени с увеличением тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд, что повлекло снижение количества предпринимателей. В сложившейся ситуации Правительством РФ готовятся изменения в законодательство в части введения с 2014 года дифференцированного подхода к определению тарифа в зависимости от получаемых доходов, что, возможно, изменит сложившуюся ситуацию.

Неналоговые доходы

С 1 января 2014 года в бюджеты городских округов по нормативу 100 процентов будут зачисляться:

  • доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
  • доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.

В настоящее время указанные источники распределяются по нормативам: 20% в областной бюджет, 80% в бюджеты городских округов.

Приоритеты бюджетной политики в сфере расходов:

  • адресное решение социальных проблем;
  • предоставление качественных государственных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

Бюджетным посланием Президента РФ на 2014-2016 годы поставлена задача четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание государственных программ, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями бюджета.

Губернатором Ростовской области определены основные приоритетные задачи, на которых необходимо сконцентрировать бюджетные ресурсы:

  •   реализация указов Президента РФ, в рамках утвержденных «дорожных карт», в том числе:
    • увеличение зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы;
    • расширение сети дошкольных образовательных учреждений;
    • переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
    • инфраструктурное обустройство земельных участков для жилищного строительства многодетным семьям;
  • подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года;
  • расходы, связанные со строительством Южного хаба;
  • перераспределение на областной уровень расходов на дошкольное образование;
  • увеличение в соответствии с федеральным законодательством взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • увеличение расходов на финансирование дорожного хозяйства в связи с созданием дорожного фонда;
  • исполнение обязательств по ранее заключенным долгосрочным контрактам.

Для реализации поставленных задач контрольные цифры расходов областного бюджета на 2014-2016 годы для формирования проектов государственных программ и проекта бюджета к 1-му чтению запланированы исключительно на основе следующих бюджетных правил:

  • расходы на повышение заработной платы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации запланированы в размере 2/3 потребности, при условии изыскания 1/3 необходимых средств за счет повышения эффективности деятельности учреждений, реорганизации неэффективных учреждений области и мероприятий;
  • планирование расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт по переходящим объектам, наличием проектной (сметной) документации и положительного заключения экспертизы;
  • сокращение на 5 процентов отдельных направлений расходов областного бюджета, в том числе на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд;
  • оптимизация расходов бюджетных и автономных учреждений за счет создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек, привлечения внебюджетных средств и оказания платных услуг;
  • уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей;
  • определение дополнительных объемов бюджетных ассигнований исходя из необходимости финансового обеспечения новых расходных обязательств в соответствии с изменениями законодательства и передачей полномочий на региональный уровень.
  • нормирование расходов на содержание аппарата управления в части материальных затрат, в том числе с 2014 года – дополнительное нормирование командировочных расходов в части стоимости найма жилого помещения и проезда к месту командирования.

Помимо этого, в условиях перехода к программному бюджету аппаратные расходы 25-ти органов государственной власти предлагается осуществлять в рамках государственных программ.

При подготовке государственных программ Ростовской области расходы областного бюджета на их реализацию в 2017-2020 годах предлагается принять на уровне 2016 года, за исключением тех приоритетных направлений, которые планируются прямым счетом. Например:

  • реализация указов Президента Российской Федерации;
  • подготовка чемпионата мира по футболу 2018 года;
  • расходы, связанные со строительством Южного хаба.

Детальная проработка предстоящих бюджетных расходов обусловлена необходимостью создания условий для эффективного освоения средств в условиях изменений с 1 января 2014 года бюджетного процесса:

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс России, принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…»:

  • финансовые органы будут санкционировать оплату каждого платежа бюджетополучателей только после проверки подтверждающих документов-оснований;
  • будет также осуществляться контроль на всех этапах осуществления закупок на наличие соответствующих средств в бюджете.

До конца текущего года предстоит большая работа по подготовке необходимых нормативных правовых актов по этим вопросам, организационно-штатные мероприятия, обучение.

Наряду с этим, в целях модернизации бюджетного процесса с 2014 года будет внедряться современная автоматизированная система управления государственными финансами, которая позволит объединить в единое информационное пространство всех участников бюджетного процесса и обеспечить эффективную интеграцию с федеральными информационными системами.

Главная задача этой работы – организация действенного, компетентного и всеобъемлющего контроля в целях эффективного использования бюджетных средств, повышения качества управления государственными финансами и результативности государственных программ Ростовской области.

В 2014 – 2016 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера государственного долга Ростовской области и дефицита областного бюджета с учетом требований бюджетного законодательства.

В сфере межбюджетных отношений с органами местного самоуправления основная задача – исключение рисков несбалансированности областного и местных бюджетов, исходя из положений Бюджетного кодекса РФ с учетом внесенных в 2013 году в него изменений и областного закона о межбюджетных отношениях в Ростовской области.

С 1 января 2014г. с местного на региональный уровень передается финансирование образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях – дополнительные расходы областного бюджета на 2014 год в объеме 5,4 млрд. рублей.

Для компенсации этих дополнительных расходов региональных бюджетов на федеральном уровне внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ: снижены нормативы отчислений по НДФЛ в бюджеты городских округов и муниципальных районов на 5 процентов соответственно и уменьшена обязательная доля передачи областной части НДФЛ в местные бюджеты с 20 до 15 процентов.

Вместе с тем, министерство финансов Ростовской области не инициирует внесение изменений в областной закон о межбюджетных отношениях в части изменения ранее переданных единых нормативов отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных районов и городских округов по 10 процентов соответственно.

С 1 января 2014 г. вводится ряд новаций в организации межбюджетных отношений, направленных на:

  • стимулирование органов местного самоуправления к наращиванию собственной доходной базы;
  • актуализацию методик расчетов в целях повышения стабильности объемов финансовой помощи местным бюджетам.

Изменения, в частности, коснутся порядка расчета налогового и неналогового потенциалов местных бюджетов, используемых при расчетах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также порядка определения общего объема и распределения указанных дотаций.

С 2014 года субсидии местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, будут предоставляться в рамках государственных программ Ростовской области.

При работе с органами местного самоуправления продолжится мониторинг местных бюджетов, контроль за сбалансированностью бюджетов всех муниципальных образований области, недопущением образования просроченной кредиторской задолженности.

В целом дальнейшее развитие бюджетной политики Ростовской области и работа по повышению эффективности управления государственными финансами невозможны без принятия на региональном уровне действенных мер по решению проблем, отмеченных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах:

  • обеспечение в полной мере приоритезации структуры бюджетных расходов;
  • повышение темпов роста качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
  • решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию.

 


Повестка дня совещания министерства финансов Ростовской области с руководителями финансовых органов муниципальных районов и городских округов

Протокол совещания министерства финансов Ростовской области с руководителями финансовых органов муниципальных районов и городских округов

Презентация "Публичные слушания проекта Государственной программы Ростовской области "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами"