На главную
Нормотворческая деятельность
Сегодня: воскресенье 26 мая 2019

Главная Официальные выступления и заявления

Официальные выступления и заявления

Выступление заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой об итогах работы министерства финансов Ростовской области за 2013 год и плане работы на 2014-2015 годы

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые коллеги!

По итогам посещения министерства финансов Ростовской области 16 января прошлого года Вами, Василий Юрьевич, был сформирован план по достижению основных задач министерства финансов области с пошаговым механизмом его реализации.

Все поручения были исполнены или находятся на исполнении в соответствии с поставленными сроками.

Министерство финансов Ростовской области предпринимает все возможные меры по реализации эффективной бюджетной политики в сфере государственных финансов Ростовской области.

По результатам мониторинга Минфина РФ третий год подряд Ростовской области присвоена высшая 1 степень качества управления региональными финансами.

В целях проведения этой оценки в дальнейшем Минфином России уточнен ряд показателей и в настоящее время уже получено Ваше согласие и ведется подготовка проекта соответствующего постановления.

Дополнительно введены показатели по выполнению указов Президента РФ, недопустимости прироста расходов не обеспеченных ростом доходов бюджета, выполнению госзаданий государственными учреждениями и др.

Впервые в 2013 году по решению Минфина России Ростовская область включена в перечень низкодотационных регионов страны с долей межбюджетных трансфертов от 5% до 20 %.

В результате это, в первую очередь, расширит возможности по самостоятельному решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области.

Кроме того, в прошедшем году были решены следующие вопросы.

В соответствии с принятыми в 2013 году изменениями в Бюджетный кодекс Правительством Ростовской области было принято решение о формировании на 2014-2016 годы бюджета в программном формате.

В кратчайшие сроки была подготовлена вся нормативная правовая база, внесены изменения в Областной закон «О бюджетном процессе в Ростовской области», сформированы Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области, а также Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ.

Результатом этой работы стало принятие Правительством Ростовской области 21 государственной программы Ростовской области.

На реализацию принятых государственных программ предусмотрено в 2014-2016 годах 389 млрд. рублей, что составляет более 90 процентов расходов областного бюджета.

Впервые по аналогии с федеральной государственной программой в Ростовской области утверждена государственная программа «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами». Она является «обеспечивающей» и определяет принципиальные тенденции развития государственных финансов Ростовской области, совершенствование межбюджетных отношений.

Формирование дорожных фондов в муниципальных образованиях также осуществлялось при методологическом сопровождении министерства финансов области.

Проведена оценка предоставленных на региональном уровне налоговых льгот. В результате ряд льгот признан неэффективными, в Областной закон внесены соответствующие изменения.

Рекомендовано органам местного самоуправления провести оценку эффективности налоговых льгот предоставленных на местном уровне. Результатом проведения оценки эффективности стала отмена льгот с 2014 года на сумму 65 млн. рублей.

Областной бюджет по доходам в 2013 году исполнен в объеме 118,2 млрд. рублей.

Собственные доходы областного бюджета (налоговые и неналоговые доходы) поступили в объеме 82,8 млрд. рублей или 92,3 процента к плану.

Вместе с тем, прирост по сравнению с прошлым годом составил 4,7 млрд. рублей, или 6 процентов.

Расходы областного бюджета за 2013 год исполнены в среднем на 92 процента к плану и составили 125,7 млрд. рублей. Темп роста расходов по сравнению с 2012 годом составил 109 процентов.

По данным мониторинга за 10 месяцев 2013 года рост доходов консолидированного бюджета составил 104,3 процента в сравнении с 2012 годом, что выше среднероссийского показателя (102,6 процента). Темп роста расходов консолидированного бюджета области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 112,4 процента, при среднероссийских показателях – 105,4 процента и по ЮФО – 104,9 процента. По областному бюджету темп роста расходов составлял 113,7 процента, в среднем по России – 104,3 процента, по ЮФО – 102,9 процента.

Первое место среди субъектов Южного Федерального округа занимает Ростовская область по социальной направленности бюджета (69 процентов всех расходов), что также выше среднероссийских данных (63,4 процента).

В целях финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Ростовской области министерство финансов в 2013 году привлекло две кредитные линии на общую сумму 7,2 млрд. рублей под 7,61 и 7,66 процентов.

В результате привлечения заемных средств по мере необходимости (в ноябре-декабре 2013 года), досрочного погашения ранее привлеченных кредитных ресурсов, а также учитывая снижение процентной ставки по итогам торгов, экономия расходов на обслуживание государственного долга в 2013 году составила 241 млн. рублей.

По итогам 2013 года государственный долг Ростовской области составил 15,1 млрд. рублей или 18,2 процента от нормативной величины, установленной Бюджетным кодексом, просроченных долговых обязательств не имеется.

Немаловажная тема. В целях изыскания рычагов, которые позволят вывести зарплату «из тени» и тем самым, привести к пополнению доходной части консолидированного бюджета области при формировании проекта областного бюджета на 2014-2016 годы проработан вопрос по установлению дифференцированного подхода к средней заработной плате организаций, претендующих на получение финансовой поддержки из областного бюджета (от 1 до 1,5 кратной величины прожиточного минимума).

В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ от 23.07.2013 № 252-ФЗ в части государственного финансового контроля, министерством финансов Ростовской области подготовлена необходимая нормативная правовая база по вопросам осуществления внутреннего государственного контроля, внутреннего финансового аудита и проведения санкционирования операций со средствами областного бюджета.

Приобретен программный продукт для создания Единой автоматизированной системы управления общественными финансами в части исполнения бюджета. Проведено обучение специалистов министерства финансов, областных министерств (ведомств) и учреждений работе в единой системе.

Внедрение этого проекта планируется завершить в 2015 году.

Что это даст? Централизацию всех процессов планирования и исполнения как областного, так и местных бюджетов в единой информационной системе, участниками которой будут все органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также все государственные и муниципальные учреждения Ростовской области.

Первый этап проекта реализуется в настоящее время. С 1 января 2014 года министерство финансов приступило к санкционированию операций со средствами областного бюджета и проверке документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. На сегодняшний день поступило 5590 документов.

Создана система повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципальных образований на базе Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). Повышение квалификации прошли 100 сотрудников финансовых органов муниципальных образований в октябре 2013 года. Эта работа будет продолжена в 2014 году в соответствии с графиком.

Актуализированы подходы по выравниванию бюджетной обеспеченности местных бюджетов в части стимулов по наращиванию налогового потенциала местных бюджетов и стабильности распределения дотаций.

Финансовая помощь муниципальным бюджетам в 2013 году предоставлена в объеме 60,8 млрд. рублей. Это половина расходов областного бюджета. Дополнительно выделено 1,2 млрд. рублей дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Выдано 497,5 млн. рублей бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов. Просроченная кредиторская задолженность местных бюджетов по социально-значимым расходам на 01.01.2014 отсутствует. Требуют совершенствования межбюджетные отношения с целью расширения самостоятельности органов местного самоуправления по распоряжению межбюджетными трансфертами.

Министерство финансов в 2013 году представляло интересы Ростовской области при рассмотрении 92 судебных дел. Общая сумма по рассмотренным исковым требованиям составляет 704 млн. рублей.

Решения приняты в пользу Ростовской области.

Как правило, из достижений предшествующего года вытекают планы и задачи на следующий год.

Это:

  • Планируется ежегодный рост собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированного и областного бюджетов Ростовской области, совершенствование регионального налогового законодательства.
  • По обеспечению безусловного выполнения утвержденного плана по доходам областного бюджета предусматривается:

    1. Тщательно изучить и проанализировать влияние финансовых рисков на исполнение плана доходов бюджета в 2014 году в связи с:
      • существенным замедлением динамики производства алкогольной продукции, в том числе пива (филиал ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и Ростовский филиал ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес»), что связано с ужесточением регулирования рынка алкогольной продукции с целью снижения уровня потребления алкогольной продукции на душу населения до 2020 года на 55 процентов;
      • неэффективностью механизма расчета консолидированных групп налогоплательщиков с региональным бюджетом по налогу на прибыль организаций исходя из совокупного финансового результата и отсутствием компенсации субъектам выпадающих доходов;
    2. Установить системный контроль за ходом исполнения прогнозов базовых показателей социально-экономического развития Ростовской области, заложенных в основу расчетов при формировании бюджета 2014 года.
    3. Разработать комплекс мероприятий направленных на расширение налогооблагаемой базы:
      • направить работу отраслевых министерств на усиление обеспечения взаимодействия с курируемыми хозяйствующими субъектами.
    4. Провести работу с Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области в целях усиления взаимодействия по сокращению налоговой задолженности в связи с отсутствием реальных рычагов воздействия на данный показатель со стороны муниципальных образований.
    5. Провести оценку эффективности мер финансовой поддержки субъектов предпринимательства за 2013 год, в том числе сельхозпроизводителей, оказываемой из областного бюджета, на изменение уплаты налогов указанными налогоплательщиками в бюджет области.
    6. Провести анализ целесообразности предоставления льготного налогового режима для субъектов малого предпринимательства в виде налоговых каникул:
      • уделить особое внимание недопущению образования выпадающих доходов бюджета по данным доходным источникам.
    7. Выполнить анализ установленных пониженных ставок по местным налогам для учета имеющихся резервов доходной части местных бюджетов.
    8. Провести работу по введению на территории области налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении ряда особых типов недвижимости (деловые центры, торговые комплексы, офисные здания, помещения бытового обслуживания, объекты недвижимого имущества иностранных организаций).
  • Проведение взвешенной долговой политики.
  • В целях исполнения областного бюджета 2014 года в части привлечения заемных средств на общую сумму 14,1 млрд. рублей для финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Ростовской области, министерством финансов уже в декабре 2013 года размещен заказ на получение кредитной линии в размере 5,0 млрд. рублей.

    Фактическое привлечение заемных средств в 2014 году будет осуществляться по мере необходимости, с правом досрочного погашения, без взимания дополнительных комиссий и платежей.

  • Продолжится развитие единой информационной системы управления общественными финансами, в том числе закупка и внедрение подсистемы бюджетного планирования, портала «Открытый бюджет» для представления наглядной и понятной для граждан информации о бюджете области в сети Интернет, а также подготовка к исполнению и планированию в единой системе всех местных бюджетов в 2015 году.
  • В целях реализации Бюджетного послания Президента России о бюджетной политики в 2013-2015 годах в декабре 2013 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Министерством финансов области в I квартале 2014 года планируется разработать Программу повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области и принять нормативный правовой акт Правительства Ростовской области. При разработке программы будут учтены основные положения аналогичной Федеральной программы.
  • В целях реализации принятой государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами» в рамках долгосрочного бюджетного планирования предусматривается разработать Бюджетную стратегию на период до 2030 года. Данная работа будет проведена после подготовки соответствующих нормативных правовых актов на федеральном уровне и внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ.
  • В сфере межбюджетных отношений в 2014 году предусматривается:
    1.  Обеспечение постоянного контроля за сбалансированностью местных бюджетов.
    2.  Методическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросу организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
    3. Совершенствование нормативных правовых актов по вопросам межбюджетных отношений в целях повышения эффективности использования бюджетных средств.
    4. Одной из новаций предлагается следующее.

      В настоящее время на федеральном уровне утверждены правила формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации.

      Предлагается на областном уровне провести работу по установлению аналогичных подходов к формированию и предоставлению из областного бюджета единой субвенции на организацию исполнительно-распорядительных функций, связанных с реализацией переданных государственных полномочий, муниципальным образованиям области.

      Кроме того, в целях совершенствования установленной на областном уровне методики расчета норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, во исполнение статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предлагается расширить перечень и качественный состав показателей, используемых для расчета этих нормативов. Это позволит учесть недостатки действующей в настоящее время методики.

    5. Повышение квалификации сотрудников финансовых органов муниципальных образований.
  • Планируется продолжить совершенствование системы оценки качества финансового менеджмента по главным распорядителям средств областного бюджета и качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях области.
  • Будет продолжена работа по осуществлению полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, проведению внутреннего финансового контроля.
  • Планируется активизировать работу с общественным Советом при министерстве финансов Ростовской области.